О своей новой работе и о том, как опыт путешествий помогает в образовательном процессе, Вячеслав рассказал «Вокруг света».
Инженер с рюкзаком
Детство я провел в небольшой деревне под Вологдой. Просторов там было много, а людей — мало. Поэтому я активно изучал местную природу: озера, поля, вологодские леса. Когда все тропы были исхожены, а водоемы — переплыты, мне захотелось расширить границы.
Путешествовать я начал рано. В студенческие годы участвовал в молодежных культурных и обучающих слетах, ездил в экстремальные поездки. Отдых в шезлонге у бассейна не моя история. Настоящий отдых — прыгать с тарзанки где-нибудь в Средней Азии, удирать от львов на джипе в Танзании или измерять высоту волн во время серфинга в Португалии.
Только так я чувствовал, что использую все возможности мира. Увидеть его целиком, заставить покориться — об этом могут мечтать только романтики или фантасты. Я же реалист, инженер-электрик с дипломом по профессии, нашедший себя в путешествиях.
Высокая африканская кухня
В каждой стране мне нравится заниматься спортом: серфинг, скалолазание, сноуборд. Но только экстримом сыт не будешь. Поэтому ни одно путешествие не обходится без гастрономических открытий.
Пожалуй, я не смог оценить только африканскую кухню. Например, в Африке популярно блюдо фуфу: на вкус оно такое же, как и на слух. Оно представляет собой бульон из козлятины, в который кладут тесто из какой-то крупы. Африканцы сначала съедают эту клёцку, а потом заедают мясом козла и запивают бульоном.
Италия подарила мне рецепт правильного ризотто. Секрет его в двух овощных бульонных кубиках и белом сухом вине. Но самое мое любимое блюдо готовят на Шри-Ланке — это чечевичный дал на кокосовом молоке.
Передача опыта и заряд эмоций
За свою жизнь я посетил 32 страны мира. Неплохо, но на достигнутом останавливаться рано. Однажды я подумал, что хочу делиться своим опытом с другими и начал организовывать экстремальные туры для предпринимателей — эта ниша была мне знакома.
Бизнесмены испытывают серьезные перегрузки на работе. Для них экстремальный туризм — лучшая разрядка. В этих людях всегда есть доля риска и готовность поставить над собой эксперимент, намеренно оказавшись в необычных и не комфортных обстоятельствах.
Я начал собирать небольшие группы и отправлялся с ними в путешествия. Впервые я повел своих группу на Эльбрус, затем — на Килиманджаро. При этом я заряжался эмоциями своих клиентов.
Все изменила пандемия
Весной 2020 года я вернулся с Мальты, чтобы вскоре отправиться в новые туры на Шри-Ланку. Но началась пандемия, и путешествовать по-старому стало невозможно. Однако закрытые границы открыли новые перспективы.
Я решил принять участие в программе «Учитель для России», чтобы стать учителем географии. Пройдя экспресс-обучение, я собрал чемодан, взяв только самое необходимое (сноуборд, веревки, карабины для альпинизма) и отправился учить школьников.
«Учитель для России» — это программа развития школьного регионального образования, которая помогает профессионалам из разных сфер стать учителями на два года. Она работает с 2015 года в региональных школах, которые испытывают недостаток в учителях и не могут похвастаться высокими образовательными результатами.
Меня распределили в небольшое село Белово, которое находится в 70 км от Новосибирска. В самой деревне дома для меня не нашлось, и я снял квартиру в поселке Линёво в 20 км от моей школы.
Здешний климат мне очень нравится. Сухой мороз держится почти всю зиму, пушистый плотный снег и никаких реагентов под ногами, как в больших городах. Здесь я продолжаю заниматься экстремальным спортом: езжу за 600 км в Кемеровскую область на горнолыжный курорт «Шерегеш» за «пухляком» — толстым слоем свежего снега, идеальным для фрирайда. Этим летом я хочу подняться на гору Белуху — высшую точку Алтая.
Для своих учеников я организовал турклуб: мы ходим в походы с палатками, занимаемся альпинизмом.
Объединить Белово со всем миром
Учебную программу я пытаюсь разнообразить, рассказывая на уроках о своих путешествиях. Например, когда в 7 классе ребята проходили Африку, я показывал видео восхождения на Килиманджаро. Когда мы проходим субэкваториальный климат, я рассказываю, как попал под майский дождь на Шри-Ланке.
В Белово иногда приезжают мои друзья-путешественники, и я прошу их выступить на моих уроках. Деревенское сообщество очень замкнутое. «Тик-Ток» и другие соцсети — всего лишь замочная скважина, через которую они подглядывают за чужими жизнями. Связи с внешним миром у ребят нет, поэтому их впечатляют живые рассказы людей, побывавших в других странах.
Специально для своих учеников я придумал проект «Белово на карте мира». Попросил своих знакомых, которые живут за рубежом, присылать открытки с коротким рассказом о своей стране. Я думал получить два-три отклика, но их пришло очень много. На местной почте, наверное, никогда не видели столько иностранной корреспонденции.
Я приклеил эти открытки на карту мира, обозначив контуры материков красными нитками. Сейчас этот плакат украшает школьный стенд и служит примером того, что при желании можно объединить весь мир. Порой для этого нужно совсем немного: терпение и клубок шерсти.