В 1978 году на советские экраны вышел фильм «Злой дух Ямбуя» снятый режиссером Борисом Бунеевым по одноименной повести Григория Федосеева. Картина завоевала немалую популярность не только в СССР, но и за рубежом. Так, на I Международном фестивале фильмов об Арктике во французском Дьепе лента получила премию Джека Лондона. Успеху картины поспособствовал в том числе удачный выбор локаций для съемок. Vokrugsveta.ru рассказывает, где и как снимали фильм «Злой дух Ямбуя».
Краткое содержание фильма
В трудные послевоенные советская годы геодезическая экспедиция работает в дебрях Восточной Сибири. Ее участники прилагают все силы, чтобы создать топографическую карту местности, в которой нуждаются геологи, строители и инженеры. Работы почти завершены и усталые участники экспедиции готовятся возвращаться на базу. Внезапно они получают радиограмму, в которой сообщается, что у гольца Ямбуй бесследно пропал член экспедиции Владимир Ефименко. Ранее в той же местности при таинственных обстоятельствах исчез геодезист Сергей Петрик.
Начальник геодезической экспедиции Григорий Федосеев (Юрий Заборовский) решает отправиться на поиски товарищей и выяснить причину их исчезновения. В помощники он берет с собой радиста Павла (Филимон Сергеев) и проводника-эвенка Долбачи (Николай Дмитриев). По пути им встречаются оленеводы. В их стойбище путешественники знакомятся со старым охотником Карарбахом (Родна Ешонов) и старухой Лангарой (Ольга Ензак), которая предупреждает, что на Ямбуе живет злой дух Харги, похищающий людей — по ее словам, там пропали два эвенка.
Федосеев не верит в духа и отправляется к Ямбую, где тем временем исчез уже третий геодезист. Подозрение падает на проводника-эвенка Илью (Николай Куваченок), но, добравшись до гольца, начальник экспедиции выясняет, что на самом деле пропавшие люди стали жертвами медведя-людоеда. Вместе с Карарбахом Федосеев выслеживает опасного зверя…
Где снимали фильм «Злой дух Ямбуя»
Съемки в Якутии
В интервью, посвященном работе над фильмом, режиссер Борис Бунеев рассказывал, что всегда увлекался путешествиями и, познакомившись с творчеством Григория Федосеева, загорелся идеей экранизировать повесть «Злой дух Ямбуя» — одно из самых остросюжетных произведений писателя. Руководство Киностудии им. Горького сочло идею Бунеева снимать фильм в Восточной Сибири слишком авантюрной — вместо этого режиссеру предложили поработать в Ялте. И все же Бунееву удалось настоять на своем и организовать съемки в Якутии.
Из нескольких предложенных мест для работы он выбрал гору в недрах которой в 1950–1960-х годах добывали горный хрусталь. Сам Бунеев называл ее голец Хрустальный, но, судя по описанию, речь идет о горе Длинной, расположенной примерно в 35 километрах к востоку от города Нерюнгри. Длинную гору порой действительно называют Хрустальной, однако в Якутии есть более известная гора с таким же названием, что порой приводит к путанице.
Понимая, что далеко не каждый актер захочет поехать в Сибирь, Бунеев объявил набор желающих сниматься в фильме по повести Федосеева. При этом он честно предупреждал всех заинтересованных, что во время съемок им придется жить в суровых полевых условиях — почти таких же, в каких жили герои повести о геодезистах. Тем не менее испытать на себе прелести походной романтики согласилось немало актеров, в том числе исполнитель главной роли Юрий Заборовский, обладавший некоторым внешним сходством с Федосеевым.
Съемочная группа расположилась у гольца. К лету 1977 года, когда начались съемки, у Длинной горы еще сохранилось несколько деревянных построек, оставшихся от заброшенного шахтерского поселка — в них и поселилась часть группы. В свободное от работы время киношники успевали ловить рыбу и охотиться, хотя в охоте они не слишком преуспели — Бунеев впоследствии шутил, что его «взвод» распугал выстрелами всю дичь на много километров вокруг.
В съемках фильма принимали активное участие и эвенки из расположенного в 60 километрах от гольца села Иенгра (часть эпизодов фильма также снимали в окрестностях Иенгры, на реке Худоркан). Большинство из них участвовало в массовых сценах, но некоторые проявили себя талантливыми актерами. К примеру, водитель совхоза «Золотинка» Николай Дмитриев прекрасно сыграл проводника Долбачи. Местный паренек Женя Марков так впечатлился участием в съемках, что решил посвятить себя искусству и впоследствии стал известным исполнителем эвенкийских песен.
Экспедиционный быт помог актерам лучше прочувствовать переживания своих героев, понять, какие трудности вставали на пути геодезистов. Однажды часть съемочной группы забросили на вершину гольца на вертолете. Во время съемок погода переменилась: налетел шквалистый ветер, пошел снег. Легко одетые оператор, актеры и режиссер бросились вниз, стараясь не переломать ноги на курумах — россыпях крупных валунов. Спустившись с вершины, они вновь попали в лето и были неимоверно рады, что остались целы и невредимы, хоть и потеряли часть аппаратуры.
Съемки на Кавказе, в Крыму и в Москве
Съемки продолжались до октября, когда выпал довольно глубокий снег. После этого съемочная группа вынуждена была перебраться сначала на Кавказ (несколько сцен сняли на горе Чегет), а потом в Крым, под Ялту. Именно туда из Москвы для съемок привезли двух медведиц, которых содержали МГУ для научных наблюдений.
Поскольку звери были хоть и привычными к обществу людей, но не дрессированными, к ним относились с опаской. Поэтому, когда медведиц выпустили для натурных съемок на Ай-Петри, в клетке пришлось сидеть оператору Николаю Пучкову. Как-то раз он вылез из нее, чтобы подобраться к зверям поближе, но вскоре они начали проявлять повышенный интерес к незнакомцу, а затем одна из медведиц едва не набросилась на оператора.
Но и в Крыму у кинематографистов не получилось осуществить все задуманное. Съемки продолжились в Москве. Художник-постановщик Ольга Беднова принесла в павильон заготовленные еще в Якутии камни, ветви деревьев, сучья, мох и создала иллюзию настоящей тайги. В искусственном таежном уголке снимали сцены, в которых у останков одного из пропавших геодезистов появляются соболи, лисица, филин и орел. При этом звери и птицы находились в стеклянном кубе, но благодаря мастерству оператора и правильно подобранному освещению разглядеть его в кадре невозможно.
Захватывающую сцену, когда главный герой угодил в медвежью ловушку, а косолапый пытается добраться до него, снимали в Ботаническом саду МГУ. В одной из его секций соорудили ловушку из дерева и камней, а медведицу разными ухищрениями заставили ломать бревенчатую конструкцию и топтаться на ней.
Наконец, эпизод, в котором Федосеев тонет в болоте и спасается лишь чудом с помощью собаки, снимали в Московской области, но точное место съемок нигде не упоминается.
В итоге у Бунеева и его коллег получился замечательный фильм, который зрители разных поколений и сегодня смотрят, затаив дыхание. Сам Борис Алексеевич мечтал экранизировать и другие произведения Федосеева, но в силу разных обстоятельств осуществить эти планы ему не удалось. Быть может, мечту скончавшегося в 2015 году Бунеева исполнит кто-то из современных режиссеров.