Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Тайна «Дамы с единорогом»: почему чувств пять, а посвященных им знаменитых гобеленов — шесть

Хранящаяся сегодня в Музее Клюни серия шпалер по-прежнему будоражит умы исследователей, стремящихся раскрыть тайны гобеленов с дамой и единорогом

19 января 2025Обсудить

Парадокс и главная тайна «Дамы с единорогом»: почему чувств пять, а гобеленов, посвященных им, — шесть? Шестой — это ключ ко всей серии. У загадочных шпалер «Дама с единорогом», созданных на рубеже XV и XVI веков, разгадок может быть одновременно несколько.

В 1882 году шесть шпалер государство выкупило для экспозиции в парижском Музее Клюни | Источник: Public Domain / Joe deSousa

В 1882 году шесть шпалер государство выкупило для экспозиции в парижском Музее Клюни

Источник:

Public Domain / Joe deSousa

Образ единорога в средневековом искусстве

«В Индии обитают дикие ослы размером с лошадей и даже больше. У них белое туловище, голова красная, а глаза голубые. На лбу рог…». О единорогах европейцам первым, вероятно, рассказал в начале IV века до н. э. врач-грек Ктесий Книдский. В его сочинении «Индика» было дано древнейшее известное описание этого фантастического зверя. Единорог, по Ктесию, самое резвое и сильное животное, поймать его можно, только когда он вынужден защищать своего жеребенка, а тому, кто пьет из его рога, не страшны яды и болезни.

Мотив с охотой на него с помощью девушки появляется несколько столетий спустя, в «Физиологе», раннехристианской книге о животных (II–III вв). Этот трактат разошелся во множестве версий, постоянно дополнявшихся, и впоследствии лег в основу средневековых бестиариев.

Единорога «…можно поймать следующим образом: невинную деву приводят к месту, где он обитает, и оставляют там одну в лесу. Как только единорог видит ее, он прыгает к ней на колени, обнимает ее и засыпает там; затем охотники ловят его», — написано в одном из бестиариев конца XII века.

Начиная с «Физиолога» рассказы о единороге и других животных нередко сопровождались толкованиями, раскрывающими христианский символический подтекст. Так, поясняли читателю, единорог — это Иисус, дева — Богородица, благодаря целомудрию избранная, чтобы стать Его матерью. В искусстве даже появился распространенный аллегорический сюжет, когда Благовещение и Непорочное зачатие изображаются как мистическая охота на единорога, архангел Гавриил предстает в виде трубящего в рог охотника, а свора собак символизирует добродетели.

Однако в Средневековье редкий расхожий мотив или образ ограничивался лишь одним пластом интерпретаций. Вот и в «Бестиарии любви» Ришар де Фурниваль, писатель XIII века, сравнивал с единорогом влюбленного мужчину, которого пленила и погубила прекрасная дева.

16 деталей гобеленов «Дама и единорог» из Музея Клюни

Мотив дамы с укрощенным ею единорогом стал очень популярным в изобразительном искусстве Средних веков: туда можно было одновременно вкладывать и благочестивый, и куртуазный смысл. Одно из самых знаменитых воплощений — серия шпалер из Музея Клюни, раскрывающая тему пяти человеческих чувств. Эти ковры были созданы в период расцвета в Европе искусства гобелена в одном из центров этого ремесла во Франции или Фландрии, вероятно, по парижскому эскизу.

В последующие столетия шпалеры переходили от владельца к владельцу. В XIX веке общественное внимание к шедевру, хранившемуся в замке Буссак в центральной части Франции, привлекли двое писателей: Жорж Санд и Проспер Мериме; последний к тому же служил генеральным инспектором исторических памятников. В 1882 году эти шпалеры были куплены государством для Музея Клюни. И с тех пор исследователи спорят, какие тайные смыслы скрыты в этой серии изображений.

1. «Осязание»

3,69 х 3,58 м

«Дама с единорогом». Шпалеры, вытканные шерстью и шелком. Ок. 1500 года. | Источник: Didier Descouens / Musée de Cluny Paris / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE

«Дама с единорогом». Шпалеры, вытканные шерстью и шелком. Ок. 1500 года.

Источник:

Didier Descouens / Musée de Cluny Paris / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE

На этой шпалере дама держит единорога за рог (1). В другой руке у нее — знамя с гербом (2) семьи Ле Вист, вероятных заказчиков: на червленом поле лазурная перевязь с тремя серебряными полумесяцами. Этот герб повторяется и на других коврах: владельцы явно гордились не так давно обретенным дворянством. Ле Висты, выходцы из городского сословия Лиона, сделали карьеру в парижском парламенте. Жан IV Ле Вист, при котором, вероятно, изготовили эти шпалеры, был приближенным короля Карла VIII.

Тот же герб на щитах у единорога и льва (3). По одной из версий, фамилия Ле Вист означает «быстрый», и поэтому единорог, со времен Ктесия считавшийся самым быстроногим животным, мог быть эмблемой семьи или кого-то из ее представителей. В геральдике и единорог, олицетворявший чистоту и силу, и лев — силу и благородство, — были популярными символами. Они часто фигурируют именно в паре.

Возможно, в европейской традиции задало тон упоминание их в связке в Вульгате, латинском переводе Библии: «Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов» (Псалом 21). Эти два зверя часто изображаются как извечные соперники; считается также, что лев — это солярный символ, а единорог — лунарный.

Окружают этих персонажей и другие животные: две обезьяны, собака, волк, гепард и кролик, все, кроме последнего, в ошейниках или на цепи, что может символизировать контроль добродетельного человека над животными страстями.

2. «Вкус»

3,77 х 4,66 м

Источник: Didier Descouens / Musée de Cluny Paris / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE
Источник:

Didier Descouens / Musée de Cluny Paris / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE

Дама берет из вазы, которую подносит компаньонка, угощение и кормит попугая (4). Обезьянка (5), сидящая перед ней, тоже что-то ест, вероятно, фрукт. И на этой шпалере, и на той, что посвящена обонянию, она как бы повторяет основной сюжет, «обезьянничает», лишний раз подчеркивая, какое из пяти чувств здесь представлено.

Сходство обезьяны с человеком и ее манера ему подражать не укрылись от внимания средневековых авторов: некоторые из них связывали латинское название этого зверька, simia, с латинским же словом similitudo — «подобие». В готическом искусстве обезьяна с плодом во рту символизировала грехопадение первых людей, выступая как искаженный образ человека, отражение самого неприглядного в нем.

Пояс на узорчатом платье дамы украшен золотыми гранатами (6). Этот плод в средневековой иконографии мог символизировать и плодородие, и воскресение Христово. А также непорочность, поскольку считалось, что гранат не портят насекомые.

3. «Обоняние»

3,68 х 3,22 м

Источник: Didier Descouens / Musée de Cluny Paris / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE
Источник:

Didier Descouens / Musée de Cluny Paris / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE

Компаньонка держит блюдо с гвоздиками (7), а дама плетет из них венок. Рядом с ней обезьяна нюхает розу (8), взятую из корзинки. Оба цветка, и гвоздика, и роза, могли быть символом как небесной любви (и ассоциироваться с Христом и Богоматерью) — так и любви мирской. Гвоздика, особенно красная, отмечал арт-критик Джеймс Холл, — символ обручения; она использовалась в свадебных обрядах во Фландрии, и потому ее изображали на портретах, написанных в честь помолвки или бракосочетания.

Всего на шпалерах «Дама с единорогом», по подсчетам исследователей, изображено 84 вида растений, в основном цветы. Это и букеты, усеивающие красный фон, из-за которых такие шпалеры прозвали «мильфлёр» (от фр. mille fleurs — «тысяча цветов»).

Возможно, эти фоны — отражение обычая в праздничные дни усыпать полы залов срезанными цветами. Это и растения на островке зелени под ногами дамы (9) и других персонажей, что отсылает нас к мотиву hortus conclusus, «запертого сада» из ветхозаветной Песни Песней, в христианстве ассоциировавшегося с Девой Марией.

4. «Слух»

3,68 х 2,90 м

Источник: Didier Descouens / Musée de Cluny Paris / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE
Источник:

Didier Descouens / Musée de Cluny Paris / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE

Дама играет на небольшом органе-портативе (10), распространенном в Средние века музыкальном инструменте, а компаньонка качает мехи. Девушек снова сопровождают единорог и лев; изображениями этих зверей украшен и орган.

Музыка и музыкальные инструменты (в случае, если они — не атрибут святых и ангелов) в средневековом искусстве часто ассоциировались с любовью, а музыкантов астрологи того времени называли «детьми Венеры».

5. «Зрение»

3,12 х 3,30 м

Источник: Didier Descouens / Musée de Cluny Paris / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE
Источник:

Didier Descouens / Musée de Cluny Paris / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE

Дама держит зеркало (11), в которое смотрится единорог. Зверь сидит возле дамы, сложив передние лапы ей на колени (12) — в классической позе из описаний и изображений ловли единорога в бестиариях. «Это двойная игра [смыслов]: аллегория зрения и в то же время символический подтекст, которым наделяется охота на единорога», — объясняет историк Элизабет Табуре-Делаэ, бывший директор Музея Клюни.

В религиозном искусстве «незапятнанное зеркало», speculum sine macula, — символ Девы Марии. В светском мотив красавицы с зеркалом восходит к изображениям античной богини любви с ее атрибутом.

6. «Единственное желание»

3,76 х 4,73 м

Источник: Didier Descouens / Musée de Cluny Paris / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE
Источник:

Didier Descouens / Musée de Cluny Paris / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE

На этой шпалере много загадок. Читается ли фраза, которой украшен шатер позади дамы, как «À mon seul désir» (13) — «По моему единственному желанию» или просто «Mon seul désir» — «Мое единственное желание», а буква «А», как и «I» на противоположном конце ленты, не имеет к ней отношения? Кладет дама ожерелье в ларец, который держит компаньонка, — или достает его оттуда (14)? И, наконец, если эта сцена не представляет никакое из пяти чувств — что же она означает?

Медиевист Жан-Патрис Будэ предложил следующее толкование: это аллегория сердца. Одним из самых влиятельных французских интеллектуалов XIV–XV века был Жан Жерсон — богослов, канцлер Парижского университета. В своих проповедях и трактатах он рассуждал о необходимости воспитания чувств, которых он различал шесть. Пять — внешние, телесные (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание). Шестое — внутреннее, духовное, органом которого теолог считал сердце.

Жерсон называл это последнее чувство «старейшим и главным в этой школе души». Именно оно должно подавать пример остальным пяти чувствам с помощью разума и удерживать их от грехов, потакания страстям и мирским удовольствиям. Учителем в этой «школе чувств» Жерсон называл самого Христа. Жан-Патрис Будэ предположил, что к этой концепции шести чувств и отсылают шпалеры «Дама с единорогом».

Если так, то «единственное желание», или «единственную страсть», из девиза на последнем гобелене следует понимать как приверженность самому возвышенному, шестому чувству и стремление подчинить ему остальные. Тогда логично, что дама снимает драгоценность, а не надевает ее, демонстрируя отказ от чрезмерных мирских удовольствий, этих «иллюзий, порожденных другими пятью чувствами», по выражению Будэ.

С другой стороны, на шпалерах много символики, связанной с темой любви и брака (например, здесь даму окружают кролики (15), символы плодовитости, и собаки (16), символы верности). Есть версия, что буквы по бокам фразы «Mon seul désir» — это инициалы одного из Ле Вистов, Антуана, и Жаклин Рагье (букву «J» могли писать как «I»), на которой он женился в начале XVI века. Не исключено, что гобелены заказали в честь свадьбы или помолвки, и тогда фраза «Мое единственное желание» выглядит как признание в любви.

Впрочем, оба смысла, назидательный и куртуазный, могли вкладываться создателями шпалер в эти образы одновременно. Допущение нескольких равноправных интерпретаций, как отмечала Элизабет Табуре-Делаэ, — это характерная черта искусства того периода.

Фото: DIDIER DESCOUENS, JOE DESOUSA / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE; DIDIER DESCOUENS / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE; DIDIER DESCOUENS / MUSÉE NATIONAL DU MOYEN ÂGE

Материал опубликован в феврале 2025

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения