Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Село Теряевка, Неверкинский район, Пензенская область
Деревянная церковь была построена в 1753 году местным помещиком Александром Ивановичем Теряевым. На момент строительства церкви село было большое и насчитывало 114 дворов и примерно 860 жителей.
В 1839 году село переходит во владение коллежскому советнику Сергею Сергеевичу Иконникову. Новый хозяин строит в селе усадьбу. Помимо двухэтажного деревянного барского дома были возведены хозяйственные постройки и посажен чудесный сад. На сегодняшний день от усадьбы остался лишь подземный ход, который ведет от барского дома к озеру.
В 1869 году церковь перестраивают по желанию прихожан, устраивают дополнительный придел во имя Архистратига Михаила. А уже в 1877 году село становится центром волости. Даже по тем временам село считалось большим и зажиточным, в нем имелись: церковь, школа, волостное правление и ветряная мельница, кабак, магазины и различные промышленные заведения.
В 1911 году в селе было 193 двора и более 1000 жителей. В советское время село жило обычной сельской жизнью, но с развитием индустриализации стало постепенно умирать. Так в 2010 году в селе было зарегистрировано всего 3 человека.
Сегодня это полностью опустевшее село — покосившиеся дома, руины школы и заброшенная деревянная церковь, в которой сохранился роскошный барочный иконостас и росписи, выполненные в академической манере.
* В настоящем издании слово «фрески» употребляется в значении «храмовая роспись», однако в искусствоведении под фресками понимается техника нанесения изображения по сырой штукатурке, а к храмовой росписи применяется термин «стенопись» или «живопись».
Отрывок и фото из книги Анны Короб «Фрески заброшенных церквей». М.: Издательство АСТ, 2022.
Читайте книгу целиком
«Фрески заброшенных церквей» — книга, посвященная живописи заброшенных и покинутых храмов в глубинках России. Эти храмы были построены разными архитекторами в разных частях нашей страны, их расписывали разные мастера, но все фрески объединяет одно — это уникальное наследие ушедших эпох.
В годы советской власти большинство храмов были закрыты или использовались под хозяйственные нужды. Какие-то из них уже ушли в небытие, оставшись только на фото туристов, какие-то — еще можно посетить и увидеть своими глазами то аутентичное великолепие, что вопреки времени и непогоде украшает стены величественных зданий.