Мы привыкли считать, что клад — это зарытый в землю сундучок с деньгами и драгоценностями. Однако в разные эпохи люди прятали до лучших времен разные вещи. Например, в каменном веке кладом мог быть набор кремнёвых орудий, в бронзовом — металлические серпы, ножи-косари, топоры и их заготовки. Припрятанный позднее клад мог состоять из серебряных слитков и монет, целых или сломанных украшений, а также обрезков, которые хозяин клада намеревался использовать для изготовления новых изделий из серебра.
Узнать больше о найденных в разных регионах России кладах можно на выставке «Клады. Сокрытая история», которая проходит в Государственном историческом музее (ГИМ) до 29 июля, а про четыре из них — из нашего материала.
Клад астрагалов, XI–XII вв.
Астраханская область
Этот клад был найден в 2021 году Поволжской археологической экспедицией Государственного исторического музея при расчистке хозяйственной ямы во время раскопок Самосдельского городища в дельте Волги. В яме археологам попалось скопление бараньих астрагалов в количестве 189 штук.
Астрагалами называют надпяточные (таранные) кости мелкого или крупного рогатого скота. Эти косточки, напоминающие по форме фигурку барана, привлекали внимание человека с древних времен и до Средних веков. Следует отметить, что у любого животного только две таких кости, поэтому на сбор коллекции из почти 200 астрагалов должно было уйти немало времени. Вероятно, кости для этого набора тщательно отбирали после массовых забоев скота в честь праздников.
— Существует три версии того, как использовались астрагалы, — рассказывает старший научный сотрудник отдела археологии ГИМ Екатерина Болдырева. — Первая — ритуальная: кости вешались на шею на веревочке в качестве обрядного украшения или их могли подбрасывать с целью гадания. Вторая — бытовая: астрагалы использовали в качестве лощил для изделий из кожи. Но мы с вами остановимся на третьем варианте — игровом. Игра в «бабки» или «альчики», «битки» или «лодыжки», известна у многих народов, живущих на территории нашей страны, например, русских, мордвы, татар, бурят и т. д.
Найденные в Астраханской области астрагалы можно разделить на две условные группы: «фишки» и «биты». Фишки представляют собой обточенные и зашлифованные изделия, которым старались придать подпрямоугольную в сечении форму. Астрагалы с выгравированными на поверхности символами в виде значков, ромбической сетки, параллельных прямых или зигзагов тоже, скорее всего, выполняли роль фишек, а их «цена» определялась видом гравировки и расположением на игровом поле.
Вторая группа — «биты», для выполнения своей роли они должны были быть тяжелее остальных, поэтому в таких астрагалах высверливались несквозные отверстия, которые потом заполнялись металлом, чаще всего свинцом.
У разных народов были свои особенности игры, а представители кочевых тюркских народов играют в «бабки» по сей день. Популярность этой древней игры стала поводом для установки архитектурных памятников в виде астрагалов.
Ипатьевский клад, первая половина XVI века
Москва
Весной 1895 года в Москве, в Ипатьевском переулке, при прокладке канализационных труб на глубине 3,5 метра был обнаружен замечательный клад: пять шлемов-шишаков, пять кольчуг, 10 граненых наконечников пик, наконечник копья и наконечник рогатины, обломки стремян и сосуд из цветного металла. В кладе также были найдены серебряные копейки — все монеты датируются временами Ивана IV Грозного, до его венчания на царство в 1547 году.
Расположенный в Китай-городе Ипатьевский переулок получил свое название либо по подворью Ипатьевского Костромского монастыря, либо по известной с XV века церкви Вознесения Господня с приделом святого мученика Ипатия. Ранее это была территория Великого или Большого посада, где сначала селились мелкие торговцы и ремесленники, а в XVI веке богатые и знатные горожане начали строить каменные палаты и красивейшие церкви. По-видимому, клад был спрятан в тайнике подклета, нижнего нежилого этажа дома, стоявшего здесь в первой половине XVI века.
Кто именно владел этой усадьбой, сейчас определить сложно, но состав клада — доспехи, оружие — говорит о том, что этот комплекс мог принадлежать одному из служивых людей, крупному московскому дворянину или боярину. Вероятнее всего, клад из Ипатьевского переулка представляет собой арсенал, хранившийся в усадьбе на случай похода. Почему же он не был востребован? Ответ на этот вопрос есть у куратора выставки Игоря Кураева:
Клад Успенского, 1918 год
Москва
В июле 1982 года в Исторический музей позвонил старший инспектор московского уголовного розыска В.А. Глазков. Он сообщил, что в милицию от частного лица поступили дореволюционные документы, которые могут представлять интерес для историков.
Молодой в ту пору сотрудник ГИМ Андрей Яновский выяснил у Глазкова, что слесарь московского научно-исследовательского института Ю.А. Гусев принес в милицию старые бумаги и пистолет «браунинг» с патронами, которые он нашел, разбирая старый шкаф на балконе. Затем Яновский отправился домой к Гусеву, который рассказал, что деревянный шкаф, увезенный из старой квартиры на Малой Бронной улице, после 9 лет пребывания под дождем и снегом начал трескаться. Копаясь в его содержимом, слесарь обнаружил секретный ящик, в котором лежали документы и пистолет.
На первый взгляд, ничего особенного в этой находке не было. В тайнике пылились дореволюционные акции, облигации, справки одного из известных московских врачей Виктора Петровича Успенского, который в 1907 году был депутатом Государственной думы, о чем имелось специальное удостоверение. Но на одном из документов Яновский обнаружил запись о том, что «уволенный студент со 2го курса Петербуржского университета П.Г. Успенский женится на домашней учительнице Александре Ивановне Засулич». Рядом лежал документ, свидетельствовавший, что в апреле 1869 года у пары родился первенец, названный Виктором.
— Засулич — фамилия весьма редкая, и мне пришла в голову мысль, а не родственник ли этот Виктор знаменитой революционерке Вере Ивановне Засулич, которая переписывалась с Марксом, лично знала Энгельса, неоднократно встречалась с Лениным, дружила с Софьей Перовской и Андреем Желябовым, организовавшим покушение на императора Александра II, — рассказывает теперь уже заместитель генерального директора ГИМ по научной работе Андрей Яновский.
Обращение к архивам библиотеки Исторического музея помогло установить, что Виктор Успенский приходился Вере Засулич родным племянником. Таким образом, выставленный на балкон шкаф принес достаточно много нового в фонды Исторического музея.
На этом история не закончилась. В 1982 году Андрей Яновский опубликовал небольшую статью «Тайна старого шкафа», посвященную находке. Вскоре в ГИМ обратились другие родственники Веры Засулич, которые передали в музейную коллекцию хранившиеся в их семье материалы, связанные с этой удивительной деятельницей революционного движения России 60-80 гг. XIX века.
Супрутский клад, первая половина X века
Тульская область
Село Супруты в Тульской области сегодня почти никому не известно, а когда-то стоявшее на его месте Супрутское городище играло важную роль в событиях, разворачивавшихся на территории Восточной Европы.
Период с конца IX — начала XI вв. историки называют эпохой образования Древнерусского государства. Наряду с серьезными политическими событиями происходило освоение трансъевропейских военно-торговых путей по рекам раннего Средневековья. Народы северной периферии Европы стремились приобщиться к богатству наследников античной и восточной цивилизаций. На юг, в Византию, вел путь «из варяг в греки», на восток, в арабские страны, — Волжский и Донской пути.
Существенную роль в освоении речных магистралей Восточной Европы сыграли варяги — выходцы из Скандинавии. В погоне за славой, богатством и удачей они совершали рискованные военно-торговые операции, отправляясь на восток с товарами, мехами, высоко ценимыми белокожими рабынями, в надежде обменять их на арабские серебряные монеты, которые являлись своеобразной международной валютой той эпохи.
Значение городища Супруты определялось его вхождением в систему Донского речного пути, игравшего важнейшую роль в поступлении серебра в Восточную Европу. Поселение находилось на границе сфер влияния варяжских дружин и Хазарского каганата, представлявшего собой мощное государственное образование.
В первой половине X века Супрутское городище было уничтожено в результате военного набега и больше не возродилось. Такое человеческое несчастье, как это ни парадоксально, стало настоящим подарком для археолога, ведь культурный слой сохранил следы трагической гибели поселения.
Одной из главных находок ученых стал клад, найденный экспедицией Московского университета в 1969 году. В лепном горшке, представлявшем собой типичный образец славянского керамического сосуда, лежали парадные украшения конного воина. Самым красивым предметом набора считаются удила с роскошными бронзовыми позолоченными псалиями — креплениями для фиксации удил во рту лошади.
Вместе с удилами в горшке лежали серебряные предметы общим весом 497 граммов, включая 44 тонкие бляшки, украшавшие парадное конское оголовье. Кроме того, в состав клада входили серебряные накладки на воинский пояс, а также переднюю и заднюю луки седла.
В эпоху раннего Средневековья мода на наборные пояса распространилась на все обширные территории Евразийских степей. Они играли роль своеобразных погон — богатство пояса и материала, из которого были изготовлены накладки, указывали на ранг и социальный статус воина. Значительная часть поясных накладок из Супрутского городища украшена изображением животного и имеет маленькое подвесное кольцо, к которому могли подвешиваться мелкие предметы.
Очевидно, что клад представляет собой престижный набор воина всадника. Кто же мог быть его владельцем?
— Скорее всего, набор предметов принадлежал скандинаву, погибшему на Восточном пути. Об этом говорит прежде всего драгоценный облик конских удил, указывающий на высокий статус их владельца, а также магические изображения, связанные со скандинавской мифологией, — говорит старший научный сотрудник отдела археологических памятников ГИМ Вероника Мурашева.
Археологам удалось составить примерную картину штурма Супрутского городища, жертвой которого мог стать и хозяин клада. Судя по найденным на месте «преступления» наконечникам стрел, в гибели поселения повинна чужая дружина викингов. Что стало причиной разорения городища и почему оно было заброшено после нападения? Ответа на эти вопросы у ученых пока нет.