В 1525 году на Руси произошло экстраординарное событие — великий князь московский Василий III после 20 лет брака развелся со своей супругой Соломонией (урожденной Сабуровой) и сослал ее в монастырь. Причиной развода стала неспособность Соломонии подарить государю наследника. Однако вскоре появились слухи, что в монастыре отвергнутая жена родила княжеского сына Георгия и скрыла его. Историки уже много лет спорят о том, существовал ли Георгий Васильевич на самом деле, а народная молва связывает полумифического наследника с образом знаменитого разбойника…
Бездетный брак
Можно сказать, что великому князю Василию Ивановичу, родившемуся в 1479 году, повезло в жизни. Ведь он не был старшим сыном своего отца, знаменитого государя Ивана III, ставшего фактическим создателем современной России. Путь к трону для Василия расчистили несколько случайностей, последовавшие одна за другой. Его старший брат, Иван Иванович по прозвищу Молодой, уже при жизни отца официально ставший его соправителем, скоропостижно скончался в 1490 году. Молодого князя свела в могилу «ломота в ногах» (подагра), от которой его не смогли вылечить.
Позже ходили слухи, что нелюбимого пасынка (он был сыном Ивана III от его первой жены, тверской княжны Марии Борисовны) отравила вторая супруга великого князя, спесивая «гречанка» Софья Палеолог, чтобы наследником стал ее сын Василий. Но даже если и так, то первоначальный умысел Софьи не оправдался. Новым престолонаследником официально провозгласили Дмитрия Ивановича — сына Ивана Молодого и его супруги Елены, дочери молдавского господаря Стефана III Великого. Его положение не было прочным — Софья и Василий отчаянно интриговали, пытаясь настроить бояр и самого государя против «Дмитрия-внука».
В декабре 1497 года люди великого князя раскрыли устроенный Софьей и Василием заговор. Иван III очень разгневался на жену и сына: некоторых из близких им людей казнили, кого-то бросили в тюрьму; Софью постигла опала, а Василия посадили под домашний арест.
Казалось бы, Дмитрий победил — его даже короновали. Но через несколько лет ситуация резко изменилась. Мне не знаем точно, что произошло при дворе Ивана III, но факт остается фактом: в 1502 году великий князь вернул милость своему сыну Василию, а на Дмитрия, напротив, наложил опалу. Внук лишился статуса наследника и вместе с матерью Еленой отправился в тюрьму, откуда им уже не суждено было выйти. Известно, что Елену обвиняли в приверженности к «ереси жидовствующих» — распространившемуся тогда вольнодумному реформаторскому учению, ставившему под сомнение ряд церковных догматов.
Так или иначе, Василий Иванович стал наследником престола. В сентябре 1505 года отец женил Василия — его супругой стала 16-летняя Соломония, дочь московского дворянина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова. Впервые в истории Москвы ее будущий владыка брал себе в супруги не иностранку, а собственную подданную.
«Когда Василий Иоаннович собирался жениться, ему казалось, что лучше взять дочь кого-нибудь из подданных, чем чужестранку, как для того чтоб избежать больших издержек, так вместе с тем и для того чтобы не иметь супруги с чужеземными обычаями и другой веры», — писал дипломат Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн, посетивший Московское государство в начале XVI века. Впрочем, по другой версии, найти для Василия подходящую невесту в Европе просто не удалось. Под сомнение сегодня ставится и сообщение Герберштейна о том, что на смотре боярских дочерей Соломония обошла аж 1500 конкуренток.
И все же брак состоялся, а уже 27 октября 1505 года Иван III умер, оставив престол Василию. Новоиспеченный великий князь, как свидетельствуют современники, хорошо ладил с молодой женой, которая отличалась, не только красотой, но и добрым нравом. Вот только детей за 20 лет супружеской жизни у Василия и Соломонии не появилось, а правитель все отчаяннее нуждался в наследнике.
Государев развод
В надежде продлить свой род Василий, у которого было четыре младших брата, запретил им вступать в брак, пока у него не родится сын — не подозревая, что подрубает этим династию московских государей.
«Отец с удовольствием видит наследника в сыне: таков устав природы; но братья не столь близки к сердцу, и Василиевы не оказывали ни великих свойств душевных, ни искренней привязанности к старейшему, более опасаясь его как Государя, нежели любя как единокровного», — писал Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского». Приводя фрагменты из летописей, он рассказывал, что однажды Василий III, увидев на дереве птичье гнездо, расплакался: «Птицы счастливее меня: у них есть дети!»
Стремясь обрести сына, Василий и Соломония совершали поездки по монастырям, молились в храмах, прикладывались к чудотворным иконам. Но все было напрасно, и в конце концов великий князь задумался о разводе. Он обратился за советом к боярам: «Кто будет моим и Русского царства наследником? Братья ли, которые не умеют править и своими уделами?» И те ответили: «Государь! неплодную смоковницу посекают: на ее месте садят иную в вертограде (устаревшее название сада. — Прим. авт.)»
Но великий князь никак не мог решиться на этот шаг — по меркам того времени взять себе новую супругу при живой прежней казалось немыслимым. Да и, судя по всему, он был искренне привязан к женщине, с которой прожил долгие годы. Когда же Василий нашел в себе решимость избавиться от Соломонии и сослать ее в монастырь, против этого восстали некоторые представители церковной верхушки — в частности, великого князя осудил представитель монашеского движения «нестяжателей» авторитетный инок Вассиан (Патрикеев). Однако митрополит Московский и всея Руси Даниил, представлявший враждебных по отношению к «нестяжателям» «иосифлян», благословил намерение Василия.
По словам Карамзина, «государь решился на дело жестокое в смысле нравственности: немилосердно отвергнуть от своего ложа невинную, добродетельную супругу, которая двадцать лет жила единственно для его счастия; предать ее в жертву горести, стыду, отчаянию; нарушить святый устав любви и благодарности».
В конце ноября 1525 Соломонию под именем София постригли в монахини в московском Богородице-Рождественском монастыре. Чтобы облегчить совесть великого князя, приближенные «накопали» на его супругу «компромат». Ее обвинили в том, что она активно общалась с колдуньями «Машкой-карелкой» и «Стефанидой-рязанкой». Якобы те давали ей «наговорную воду», чтобы ею обрызгать себя и платье великого князя. Проводившие расследование дьяки повернули дело так, будто Соломония таким способом хотела наложить на князя порчу. Хотя, конечно же, у великой княгини — если вообще это правда! — на уме было совсем другое: вернуть любовь мужа. Однако поскольку по тем временам обвинение в колдовстве считалось едва ли не наитягчайшим, судьба Соломонии оказалась решена.
Согласно некоторым источникам, Соломония наотрез отказалась удаляться от мира. Церемонию ее пострига красочно описывает все тот же Герберштейн, хотя его версия событий вызывает сомнения у историков в некоторых деталях:
С другой стороны, приближенные митрополита Даниила распространяли слухи противоположного свойства. Якобы великая княгиня, огорченная своим бесплодием, сама просила развода и пострига — эта версия событий стала официальной. Вскоре Соломонию-Софию увезли из Москвы — возможно, бывшему супругу не хотелось, чтобы бывшая жена находилась в одном с ним городе как живой упрек его совести.
Загадочная могилка
В 1526 году новоиспеченную монахиню отправили в суздальский Покровский монастырь, которому Соломония прежде покровительствовала. В монастыре она, чтобы заглушить горе, предавалась своему любимому занятию — рукоделию. До наших дней сохранились несколько приписываемых ей вышивок.
Василий же вскоре женился на юной Елене — племяннице сидевшего в московской тюрьме (он попал туда за измену) князя Михаила Глинского, выходца из Литвы. Государь так стремился понравиться новой жене, которую втрое превосходил по возрасту, что даже сбрил бороду — для консервативной Руси поступок неслыханный. Елена родила супругу сыновей Ивана (будущего Ивана Грозного) и Юрия. Позднейший миф связывает свирепость Грозного с тем, что этот царь, дескать, стал плодом греха Василия Ивановича, нечестиво поступившего со своей первой супругой.
Далее мы вступаем на территорию тумана и неясностей. «Не умолчим здесь о предании любопытном, хотя и не достоверном: носился слух, что Соломония, к ужасу и бесполезному раскаянию Великого Князя, оказалась после беременною, родила сына, дала ему имя Георгия, тайно воспитывала его и не хотела никому показать, говоря: „В свое время он явится в могуществе и славе“. Многие считали то за истину, другие за сказку, вымышленную друзьями сей несчастной добродетельной Княгини», — писал Карамзин, основываясь, в частности, на свидетельстве Герберштейна.
Шептались, что Василий III был так напуган этим известием, что срочно отправил в Суздаль двух дьяков с наказом выяснить, насколько слухи соответствуют действительности. Его смятение легко понять — окажись известие правдивым, тут же исчезло бы единственное оправдание для второго брака Василия. Кроме того, великий князь, помня опыт своей юности, не мог не осознавать, насколько опасно появление в государстве сразу двух претендентов на верховную власть. Однако с дьяками Соломония-София разговаривать не стала. Если она и впрямь родила ребенка, то имела все основания опасаться за его жизнь.
Бесспорно известно, что Соломония скончалась в монастыре 18 декабря 1542 года — бывшего супруга она пережила на девять лет. Рассказывали, что монахиня София отличалась праведным житием — и уже вскоре после смерти ее начали почитать, как святую, а к могиле бывшей великой княгини в усыпальнице Покровского монастыря быстро потянулись страждущие.
Что же касается толков о сыне Соломонии Георгии, то историки в основном склонялись к тому, чтобы счесть их пустой сказкой. Эта версия оставалась основной до 1934-го. В тот год в усыпальнице собора Покровского монастыря проводил раскопки археолог Алексей Варганов.
Вместе с коллегами он вскрыл безымянное захоронение, расположенное возле могилы старицы Софии. Под каменным надгробием обнаружилась небольшая деревянная колода, обмазанная изнутри известью. Подобные колоды в старину использовались в качестве детских гробиков. Но останков внутри не нашлось — в колоде лежала тряпичная кукла и фрагменты одежды. Варганов передал уцелевшие кусочки ткани реставраторам — и те восстановили по ним шелковую детскую рубашку, украшенную серебряными нашивками и жемчужным шитьем и шелковый же поясок с кисточками на концах. Материал и техника изготовления данных предметов одежды были датированы XVI веком. Сейчас реконструкцию таинственной рубашечки можно увидеть в историческом музее Суздаля.
Семейное проклятие
Участь Соломонии Сабуровой впоследствии ждала и других княжеских жен. В частности, ее судьбу повторила Евдокия Богдановна Сабурова — дочь брата нашей героини. В 1571 году она вышла замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана.
Брак оказался недолгим — уже в 1572 году Евдокию из-за бездетности сослали в тот же Покровский монастырь в Суздале, где за 30 лет до этого скончалась ее тетка. В эту обитель по той же причине в 1579 году была сослана и вторая жена Ивана Ивановича Феодосия Соловая.
Царевич Иван умер в 1581 году — скорее всего, от руки своего отца. Две бывшие жены пережили его на много лет: Евдокия скончалась в 1620-м, а Феодосия — в 1621-м.
А был ли мальчик?
Как объяснить сущность обнаруженного артефакта? Есть версия, что с помощью фиктивного захоронения Сабурова инсценировала смерть своего сына, чтобы успокоить бывшего супруга, а ребенка отдала на воспитание верным людям, которые впоследствии могли бы помочь ему предъявить права на престол.
Красивая легенда, что и говорить. Однако сразу отметим, что есть серьезные сомнения в ее истинности. Во-первых, странно, что Соломония, которая не могла забеременеть в течение 20 лет супружества, сделала это буквально в последние дни совместной жизни с Василием. Во-вторых, до нас не дошло никаких документов, подтверждающих рождение в Суздале ребенка у Соломонии. Известно лишь, что за распространение подобных слухов подверглись наказанию кнутом жены двух придворных Василия III — казначея Юрия Малого и постельничего Якова Мансурова.
Более того, есть мнение, что фиктивное захоронение было сделано не в XVI веке, а гораздо позднее. Кому оно могло понадобиться? Вполне возможно, что могилка предназначалась вовсе не для выдуманного Георгия Васильевича, а для очень даже существовавшей дочери царя Василия Шуйского Анастасии Васильевны — та умерла совсем юной. Но этот вариант тоже не слишком удобен — куда в таком случае исчезли останки Анастасии? Ее смерть тоже кому-то понадобилось инсценировать?
В любом случае, похоже, что кукла в могиле потребовалась кому-то, чтобы отвести опасность от какого-то настоящего ребенка. С этой точки зрения сын Соломонии и Василия представляется более подходящей кандидатурой. Некоторые знатоки средневековой Руси высказывают еще одну мысль в пользу существования Георгия. Рождение ребенка могло прийтись на апрель 1526 года, когда празднуется память сразу нескольких святых Георгиев. Впрочем, это имя могло быть выбрано либо в честь отца Соломонии — Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, либо согласно родовой традиции Рюриковичей, в династии которых имя Юрий (Георгий) было очень распространено.
Есть свидетельства и о поминании некоего князя Юрия Васильевича за упокой. В Кормовой книге Кирилло-Белозерского монастыря имеется следующая запись: «Месяца генваря въ 1 день по князе Юрье Ивановиче, да по князе Юрье Васильевиче, да по князе Ондрие Ивановиче, да по княгине его Ефросиние, во иноцехъ Евдокея, да по сыне по ихъ по князе Володимере Овдриевиче, да по княгине его по Евдокие, да по сыне по его по князе Василье, да по дву дочерехъ его по Евдокие да по Марье, кормъ прибылой написали за государево жалование, что государь пожаловалъ дал по нихъ милостину».
В этом отрывке перечисляются братья Василия III Юрий и Андрей, жена последнего Евфросиния и их сын Владимир Старицкий. Далее идут княгиня Евдокия Нагая — первая жена Владимира Старицкого, их сын Василий, а также дети Владимира Старицкого от второго брака с княгиней Евдокией Одоевской — Мария и Евдокия. А вот кто такой «князь Юрий Васильевич» — решительно непонятно. Он упоминается и в Кормовой книге Ростовского Борисоглебского монастыря: «По князе Юрье Васильевиче память априля в 22 день панахида пети и обедни служити собором, докуды и монастырь стоит».
У Василия III от Елены Глинской был младший сын Юрий, глухонемой от рождения. Но он появился на свет 30 октября 1533 года, был крещен 3 ноября, а умер 24 ноября 1563 года. Однако в вышеприведенных записях упоминаются 1 января и 22 апреля (канун праздника Георгия (Юрия) Победоносца). Есть предположение, что речь в данном случае идет о сыне Соломонии, родившемся в апреле и скончавшемся в январе.
Есть и еще несколько косвенных подтверждений существования Георгия. Так, в мае 1526 года Василий III пожаловал Покровскому монастырю в Суздале село Павловское, а в сентябре того же года село Вышеславское в дар получила уже сама Соломония-София. Кроме того, в 1527 году великий князь повелел возвести обетную церковь Георгия Победоносца у Фроловских (Покровских) ворот в Москве. Причину строительства этого храма документы того времени не указывали, оставляя широкое пространство для трактовок…
Что общего у полумифического сына великого князя с легендарным разбойником?
Но если этот ребенок существовал, то какова его дальнейшая судьба? Почему он не появился и не объявил о своих правах? Здесь мы вступаем на еще более зыбкую почву.
По некоторым данным, Елена Глинская, ставшая после смерти Василия III регентшей при малолетнем Иване IV распорядилась выслать инокиню Софью в Каргополь, откуда та вернулась в Суздаль спустя пять лет, уже после смерти Глинской. Есть и кое-какие сведения, что историей Соломонии и ее предполагаемого сына живо интересовался Иван Грозный, вытребовавший все документы по этому делу. Есть даже смелое предположение, что царь предпринял в 1570 году жестокий погром Новгорода, потому что имел информацию, будто бы выживший Георгий скрывается именно там.
Но самая странная версия гласит, что Георгий не просто выжил, но стал в итоге легендарным разбойничьим атаманом Кудеяром. И это предположение выдвинул не какой-либо конкретный хронист или историк, а народ. Сказания о Кудеяре, появившиеся еще до Смутного времени, были в свое время собраны на обширной территории европейской части России.
Историк Максим Емельянов-Лукьянчиков отмечает существование как минимум шести вариантов легенды, прямо отождествляющей сына Василия III и Соломонии Сабуровой с Кудеяром. Этот атаман, видимо, действительно существовал — но сейчас мы не имеем практически никаких достоверных сведений о нем.
Сказания гласят, что он сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы, а награбленное прятал — часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, схороненных этим разбойником в разных укромных местах. Что касается его происхождения, то в преданиях он выступает не только в качестве сына великого князя. Некоторые легенды называют его родственником польского короля Стефана Батория. Одно из сказаний приписывает Кудеяру фамилию Тишенков и выводит его происхождение из города Белёва. Таковой действительно существовал — в мае 1571 года он показал войску крымского хана Девлет-Гирея I, идущему на Москву, тайные броды через реку Оку.
Впрочем, отнюдь не факт, что этот Кудеяр тождественен Кудеяру-разбойнику. «…имя Кудеяр стало нарицательным, и „кудеярами“ стали называть вообще всех разбойников. „Подвиги“ „кудеяров“ (особенно с робингудовским оттенком) стали приписывать Юрию-Кудеяру, в качестве подчиненных которого с XVII века стал выступать Стенька Разин, а с XVIII столетия — Емелька Пугачев. К этому времени сыну Соломонии должно было быть уже двести пятьдесят лет», — констатирует Емельянов-Лукьянчиков.
Таковы известные нам факты — они, спору нет, очень интересны, однако не могут служить убедительным доказательством существования сына Василия и Соломонии. Но там, где оказывается бессилен историк, картину способен «дорисовать» прозаик-беллетрист, которому не обязательно во всем полагаться на достоверные свидетельства — достаточно таланта и развитого воображения.
Жизнь несостоявшегося великого князя Георгия Васильевича «дорисовал», в частности, в 1882 году знаменитый историк Николай Костомаров. В его романе «Кудеяр» малолетнего Георгия взяли в плен татары во время одного из своих набегов на Русь. Елена Глинская отказалась платить за него выкуп — конкурент сыну Ивану ей был не нужен. Но татары не убили Георгия, а дали ему имя — Кудеяр (Худояр). Он вырос, вернулся на Русь, собрал людей и решил мстить сводному брату… Могло так быть? Обратного пока никто не доказал…