Таинственное происхождение сапфиров наконец удалось раскрыть: при чем здесь магма?

Ученые задались вопросом, как появились эти необычные минералы

18 августа 2024Обсудить
Science Photo Library

Блестящие синие сапфиры имеют удивительную историю своего происхождения глубоко под поверхностью Земли. В течение многих лет сапфиры находились в вулканических отложениях, известных как вулканический Эйфель, где магма из мантии в течение длительного периода времени взаимодействовала с корой, производя сплавы, богатые натрием и калием.

Ученым известно, что вулканизм играет роль в формировании сапфиров, но точное происхождение этих интересных камней долгое время оставалось загадкой, и геологи не могли с уверенностью определить, образуются ли они исключительно в самой мантии или выпекаются из других минералов при подъеме магмы.

В рамках нового исследования удалось обнаружить доказательства того, что лазурные драгоценные камни могут быть результатом вулканических потрясений — экстремальные процессы под землей нагревают и сжимают оксид алюминия внутри коры в кристаллическую форму. Она называется корундом — это основной минерал, из которого состоят сапфиры.

Одно из объяснений заключается в том, что сапфир в земной коре происходит из глинистых отложений, которые образуются при очень высоких температурах и давлении. А магма, которая восходит на поверхность, просто служит своеобразным лифтом для кристаллов. И исследователи хотели выяснить, правда ли, что сапфиры образуются в верхней мантии или нижней коре, а потом поднимаются вверх благодаря магме.

Для этого ученые изучили сапфиры. Они собрали 223 микроскопических сапфира из Эйфеля и подвергли их вторичной ионной масс-спектрометрии. Они рассматривали две разные характеристики: наличие рутила и циркона, появившиеся в сапфирах по мере их образования, и соотношения изотопов кислорода в оксиде алюминия. Ученые также изучили соотношение урана к свинцу, чтобы определить, как долго этот уран распадается.

В итоге результаты оказались следующими: по соображению исследователей, сапфиры образовались в верхней коре, но на расстоянии не более 7 километров под поверхностью. Поэтому большинство минералов появилось из-за мантийной магмы, плавящей породу по мере ее перемещения.

О 7 местах в России, где добывают драгоценные камни, читайте в этой публикации Vokrugsveta.ru.