«Дон Кихот» и «спецслужба» папы римского
Католический монашеский орден иезуитов основал бывший испанский офицер Игнатий де Лойола, которого считают возможным прототипом Дон Кихота из романа Мигеля де Сервантеса.
К Богу Лойола пришел, перенеся несколько операций после ранения в бою. Главную роль в этом сыграла католическая литература, которую восстанавливающемуся рыцарю приходилось читать за неимением альтернатив.
Обратившись в католическую веру, Лойола совершил несколько паломничеств, изучил латынь в начальной школе, начал посещать университет, разработал свою систему «духовных упражнений», отличающуюся от стандартной католической системы познания Бога, и начал проповедовать — за что был даже арестован инквизицией, но ереси в его словах найти не удалось. После этого Лойола покинул Испанию и отправился в Париж, где получил докторскую степень и обрел друзей — шестерых студентов, разделявших его стремление создать орден служения Христу. Так в 1534 году зародились иезуиты.
Спустя шесть лет существование ордена «Общество Иисуса» было одобрено буллой папы римского Павла III. В отличие от прочих католических орденов, иезуиты были сформированы из представителей ученого сословия — это разительно выделяло их среди других монахов. Кроме того, отличал иезуитов и устав: в дополнение к трем основным обетам — бедность, целомудрие, послушание — они давали и четвертый, который заключался в послушании главе Святого престола в вопросах миссий. Также напрямую папе римскому подчинялся и глава ордена, генерал или, менее официально, «черный папа».
Орден строился на принципах жесткой дисциплины, подчинения старшим по положению и беспрекословного авторитета генерала — получилась своеобразная миссионерская «спецслужба», ставившая своей целью распространение католичества и образования, а также противодействие распространявшейся по Европе Реформации.
Методы тайных агентов
Не только устав выделял иезуитов среди других католических монахов: для успешного осуществления миссионерской деятельности они получили ряд привилегий, из-за которых вокруг ордена впоследствии строились теории заговора. Например, члены «Общества Иисуса» имели право носить мирскую одежду вместо монашеской, вести мирской же образ жизни и скрывать свою принадлежность к ордену — иными словами, они могли быть своего рода тайными агентами, которые внедрялись в общество и вели свою деятельность «изнутри».
Именно этим иезуиты и занимались: они не собирались распространять католическую веру силой. В частности, большой упор был сделан на образование — монахи ордена открывали школы, которые во многом заложили основу уже светского образования. Иезуитские школы были бесплатными, давали хорошее образование, а параллельно в учениках воспитывалась лояльность к Римско-католической церкви. При этом учились у иезуитов представители различных сословий, что расширяло влияние ордена.
Иезуиты занимались и научными изысканиями. Они развивали географию и лингвистику: путешествуя по разным странам в миссионерских целях, иезуиты составляли карты и словари. Более того, в своей деятельности монахи не чурались устоев общества, для которого проповедовали: они смешивали местные традиции с католическими, внедряли свое учение, не противопоставляя его существующим верованиям. Например, иезуитские миссионеры в Китае включали в свою практику почитание Конфуция, а проповедники ордена в Южной Америке сочетали «духовные упражнения» Лойолы с индейскими обрядами.
В целях же борьбы с Реформацией иезуиты стремились сделать Священное писание более доступным для мирян: они составляли свои переводы Библии и вели проповеди не только на латыни, но и на других языках.
Гонения на иезуитов
Новаторские методы иезуитов стали причиной возникших у ордена проблем. С одной стороны, контрреформационная деятельность превратила их в заклятых врагов протестантизма: во многом репутацией «заговорщиков и шпионов» орден наградили в протестантских кругах. В частности, в Британии иезуитов считали причастными к пороховому заговору из-за обучения организовавшего его Гая Фокса в иезуитской школе, хотя в действительности глава местных иезуитов Генри Гарнет не поддерживал и не благословлял заговорщиков.
С другой стороны, недолюбливали монахов ордена и многие католики: епископы в латиноамериканских колониях Испании и Португалии зачастую отправляли правителям государств доносы на иезуитов, чьи методы распространения католицизма считали неправильными и еретичными.
Во второй половине XVIII века в Западной Европе начались гонения на иезуитов. Все началось в Португалии, где на монахов ордена возложили ответственность за восстание индейцев в перешедших под контроль Лиссабона редукциях — специальных поселениях, основанных иезуитами. Впоследствии «Общество Иисуса» также обвинили в «незаконной торговле» в Португалии и даже в попытке убийства короля Жозе I — на основании связи ордена с некоторыми из заговорщиков. После этого иезуиты были изгнаны из Португалии.
Следом орден распустили во Франции усилиями местного парламента, во многом состоявшего из янсенистов — сторонников впоследствии признанного еретическим католического течения, которое критиковали иезуиты. Также против ордена выступали ученые из Сорбонны, считавшие иезуитов конкурентами в сфере образования, и фаворитка короля Людовика XV Маркиза де Помпадур, которой иезуиты отказали в отпущении грехов.
Затем иезуиты лишились влияния в бывших французских колониях в Северной Америке — эти территории перешли под контроль протестантской Англии. Орден также изгнали из Испании после обвинений в разжигании бунта, из испанских колоний, и из Австро-Венгрии.
Все это привело к тому, что в 1773 году папа римский Климент XIV ликвидировал «Общество Иисуса», чтобы не ухудшать отношения с европейскими монархами, а последний генерал ордена Лоренцо Риччи был заключен в тюрьму. Однако иезуиты не исчезли бесследно — орден продолжил существовать в нескольких странах, в том числе в Российской империи: Екатерина II отказалась признавать буллу папы римского об упразднении ордена.
Возрождение иезуитов
«Общество Иисуса» было восстановлено папой Пием VII в 1814 году, а новым генералом ордена стал выходец из России Фаддей Бжозовский. Примечательно, что Российская империя, на несколько десятилетий ставшая убежищем для ордена, после его восстановления отвернулась от иезуитов — деятельность иезуитов в России была запрещена 25 марта 1820 года императором Александром I, а все монахи были высланы из страны. Причиной такого решения стало растущее недовольство уже православного духовенства, которое не устраивало стремление иезуитов «переманить» верующих в католицизм.
Возрождение иезуитов не избавило орден от репутации могущественной тайной организации, стремящейся к мировому господству. Конспирологи и по сей день обвиняют орден в разных заговорах. Существует даже теория, согласно которой иезуиты специально организовали гибель «Титаника», чтобы избавиться от трех находившихся на борту врагов ордена. Кроме того, на иезуитов возлагают ответственность за развязывание Первой мировой войны и убийства президентов США Авраама Линкольна и Джона Кеннеди.
Несмотря на обилие подобных теорий, «Общество Иисуса» действует по сей день. Более того, с 2013 года иезуит занимает Святой престол: Франциск стал первым в истории иезуитом и уроженцем Нового Света, которому удалось занять высший пост в иерархии Католической церкви.