Текла река, процветала жизнь? На Марсе нашли камень со следами микробов (но это не точно)

У астробиологов две версии насчет странного куска породы

26 июля 2024Обсудить

NASA/JPL-Caltech/MSSS

Ровер Perseverance, который вот уже четыре года путешествует по марсианскому кратеру Езеро, изучая древние осадочные породы Красной планеты, 21 июля сделал удивительную находку, сообщает NASA.

Команда ученых, получающая информацию с марсохода, обратила внимание на необычный, внешне отличающийся от окружающей породы камень, и попросила ровер проанализировать его состав с помощью имеющихся на борту инструментов. Оказалось, что камень может нести на себе химические следы присутствия микробов — не исключено, что миллиарды лет назад в этих местах действительно протекала река и процветала жизнь.

Следы былой жизни

Камень размером 100 на 60 сантиметров, получивший имя Чейява-Фоллс в честь одного из водопадов Гранд-Каньона, был найден на северном краю древней речной долины. В состав камня входят органические, богатые углеродом, соединения. На поверхности Чейява-Фоллс проступают белые прожилки сульфата кальция, между которыми полосы породы красного цвета, что свидетельствует о присутствии гематита — одного из минералов, благодаря которым Марс называют Красной планетой.

NASA/JPL-Caltech/ASU/MSSS

Поверхность красных прослоек оказалась покрыта, как шкура леопарда, крошечными (размером в миллиметр) белесыми пятнышками неправильной формы, каждое из которых окружено черным ободком. Химический анализ этих черных прожилок показал вкрапления железа и фосфатов.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://www.qut.edu.au/about/our-people/academic-profiles/david.flannery">Дэвид Флэннери</a></p>

«Эти пятнышки стали для нас большим сюрпризом. Дело в том, что на Земле такие пятна, проступающие на поверхности породы, являются окаменевшими следами микробов, когда-то обитавших под поверхностью».

Ученые предположили, что Чейява-Фоллс миллиарды лет назад был куском вязкой грязи, в которой были смешаны органические соединения. Потом грязь затвердела и превратилась в камень, который лежал в проточной воде. Вода проточила в камне бороздки, в которых появились минеральные отложения, превратившиеся в белые прожилки, видные на поверхности Чейява-Фоллс сейчас. Под влиянием воды в камне произошли химические реакции, ставшие источником энергии для микробов, в результате чего на поверхности проступили «леопардовые» пятна.

Другая версия

В то же время, в белых прожилках было обнаружено присутствие кристаллов оливина — минерала, который формируется из вулканической магмы. Это может свидетельствовать о том, что камень имеет вулканическое происхождение и все его необычные черты могут быть вовсе не связаны с микробами — попеременное воздействие воды и экстремально высоких температур могло породить все эти прожилки, пятнышки и вкрапления оливина.

Чтобы подтвердить или опровергнуть эти гипотезы, Чейява-Фоллс необходимо доставить на Землю и подвергнуть более тщательному анализу, чем это возможно сделать в условиях Марса, говорят исследователи.