Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Теперь дети не такие? Разбираемся в популярном видео из 1989 года вместе с психологами

Короткий ролик спровоцировал споры о том, чем различаются поколения

5 ноября 2023Обсудить
Теперь дети не такие? Разбираемся в популярном видео из 1989 года вместе с психологами
Источник:

Midjourney

Уже несколько лет по интернету гуляет короткое видео 1989 года, где советские подростки рассказывают, ответы на какие вопросы они хотели бы услышать в новой телепередаче. Ребята, которым на вид по 14-15 лет, спрашивают о любви, истине, дружбе.

В соцсетях под роликом обычно разворачиваются баталии ностальгирующих скептиков: «да, были люди в наше время…», — ворчат одни; «а теперь уткнутся в свои телефоны, и ничего им не интересно», — вторят другие. Погрузившись в подобные комментарии, легко убедить себя, что между поколениями россиян гигантская пропасть. Но так ли это на самом деле? И действительно ли тинэйджеры 80-х были более серьезными, взрослыми, думающими, нежели их теперешние ровесники-зумеры?

Чтобы выяснить это, Vokrugsveta.ru обратился к психологам.

Юные философы?

— Сегодня ребята на видео могут показаться нам не по возрасту серьезными, рано повзрослевшими, — говорит тренер по развитию эмоционального интеллекта, коуч, игротерапевт, психолог Марина Багаева. — На первый взгляд, это так, но если разговориться с современными подростками и понять их язык, то через призму современного сленга, реалий из компьютерных игр и TikTok, станет ясно: их волнуют всё те же вопросы, которые сводятся к одному: «Каким мне быть, чтобы меня приняли, полюбили и не отвергли?»

В 1989-м спрашивали про равнодушие, сейчас — про агрессивное и токсичное общение, это про одно и тоже, но с разных сторон и на лексиконе разного времени. Как и тогда, сейчас старшеклассников волнует вопрос любви, но он выражен уже не через литературу, а через контент в социальных сетях и фильмы.

Современным тинэйджерам тоже близко отстаивание своих взглядов и точек зрения, но сейчас больше свободы и возможностей самовыражения, чем тогда. Многие родители и частное образование поддерживают разностороннее развитие подростков, преподавание риторики, развитие эмоционального интеллекта, обучение управлению конфликтами, создание и защиту проектов на основе своих идей.

Искажение восприятия

На воспитание и развитие детей в 70–80-е было нацелено всё общество, работала целая система. С развалом системы пришли другие люди с другими приоритетами. Сформировалась другая среда и другая система воспитания. Подростки сейчас не выпускают из рук телефоны и сильно зависимы от контента, который потребляют.

Общение через переписку не позволяет задействовать вербальные и невербальные аспекты коммуникации: интонацию, мимику, скорость речи, жестикуляцию, которые помогли бы нам лучше понять друг друга. Это часто искажает восприятие сказанного, а искажение повышает агрессию и нетерпимость друг к другу.

Теперь дети не такие? Разбираемся в популярном видео из 1989 года вместе с психологами
Источник:

Midjourney

Разные ценности

Чуть менее 40 лет назад мы жили в VUCA-мире. Мир быстро меняется, новая реальность — BANI-мир. BANI-парадигма не гарантирует нам понимание того, что происходит, и не страхует риски от неверных решений. Чтобы выжить в VUCA-мире, люди опирались на такие ценности, как гибкость, эмпатия, целеустремленность, желание, умение учиться новому, коммуникация и команда.

Сейчас в постоянном состоянии тревоги мы опираемся на умение быстро переучиваться и менять свое мышление, на формирование окружения и сверхрезультативность (поэтому так много выгоревших людей). Жесткие навыки уже не так эффективны для решения задач, как гибкие, для нас важнее психологическая гибкость, баланс, самоанализ, многозадачность, рассказала Марина Багаева.



Готовые повзрослеть

— Человек социален, только присваивая опыт других людей, он рождается как личность, — объясняет психолог-консультант, семейный психолог, специалист по лечению психосоматических заболеваний Виктория Смирнова. — Познавание опыта происходит через любознательность и интерес.

Каждому возрасту свойственны свои вопросы. Младенец указывает пальцем на игрушку, желая услышать от взрослого ее имя. Карапуз-почемучка вопрошает: «А это что? А это кто? Почему? Как? А этого дядю ты знаешь?». Школьные годы обучают слышать вопросы других и самому задавать встречные вопросы. «Составьте вопросы к параграфу», — любимое домашнее задание учителей.

Отрочество, как завершающий этап взросления, рождает вопросы о смысле жизни, дружбе и любви. Проблемы равнодушия, совести, лишнего человека требуют своего разрешения именно в период, когда у подростка формируются гражданская позиция, определяются нравственные принципы. Юношам и девушка необходимо найти ответы на эти вопросы и быть услышанными, чтобы стать взрослыми.

Теперь дети не такие? Разбираемся в популярном видео из 1989 года вместе с психологами
Источник:

Midjourney

То есть, вопросы эти возникают, возникали и будут возникать всегда, различается только возраст, в котором их задают, и возможность задавать их публично. Поколению встретивших Перестройку в юности несказанно повезло — у них появилась возможность задать волнующие их вопросы публично. Именно в это время на телевидении и радио возникают новые передачи о молодежи и для молодежи.

Нам нынешним кажется, что эти подростки на видео слишком юны для таких вопросов, но лишь потому, что современные поколения взрослеют немного позднее. Продолжительность детства зависит от материального, духовного и технического развития общества. Чем больше времени требуется на освоение технологии, тем длиннее детство. У ребят с видео детство заканчивалось с окончанием школы, в 16–17 лет, это было нормально и общепринято. Они готовы и хотят повзрослеть, поэтому пытаются говорить как взрослые, предлагают новые идеи, смело заявляют о том, что их интересует.

Современная молодежь взрослеет к 25–30 годам. Вопросы про совесть и справедливость будут заданы ими в любом случае. На них придется ответить, чтобы стать взрослым, объясняет Виктория Смирнова.



Хочется четких формулировок

— Ничего постановочного в этом видеофрагменте нет. Типичное поведение для подростков, — уверена доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве РФ Антонина Третьякова. — В этом возрасте продолжается развитие мыслительных процессов. От конкретного мышления подростки переходят к абстрактно-логическому. Предметом размышлений уже могут стать абстрактные сущности.

<p>Антонина Третьякова</p>

«А поскольку ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками, то и абстрактные сущности, о которых подростки с интересом рассуждают, относятся к сфере человеческих отношений: это любовь, дружба, совесть, равнодушие, взаимопонимание».

Всякая психическая функция или психическое свойство в период своего активного развития проявляется довольно ярко, часто утрированно, со сбоями. Хочется четко определить, что такое настоящая дружба, что такое любовь. И определяют формально-логическим способом, который подросткам уже доступен.

Учитывать влияние различных обстоятельств, условий, уровень развития мышления подросткам еще не позволяет самим ответить на вопросы. Гибкости, диалектичности мышления еще нет. Отсюда подростковый максимализм, признающий только черное и белое, и никаких полутонов, никаких «да, но…». Если что-то не подпадает под установленный критерий, значит это не настоящее. Если приятель рассказал взрослым о совместном походе на «заброшку», значит, он больше не друг.

Ребятам из видеоролика хочется больше спорить и обсуждать как раз потому, что мышление находится в состоянии развития («растет», «чешется», как молодые рожки), его нужно опробовать, тренировать. Поэтому важно дискутировать, приводить аргументы, доказывать, опровергать, выяснять отношения, заключает Антонина Третьякова.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения