Шестого мая 1840 года в Великобритании были официально выпущены «Черные пенни» с изображением профиля королевы Виктории. С тех пор марки, призванные обозначать оплату почтовых услуг отправителем, распространились по всему свету и стали предметом коллекционирования. Филателисты готовы отдать любые деньги за редкие почтовые знаки, цены таких лотов на аукционах исчисляются миллионами долларов. «Вокруг света» рассказывает о пяти самых дорогих марках в мире.
Одноцентовая «Британская Розовая Гвиана»
Марка «Британская Розовая Гвиана» номиналом в один цент, выпущенная середине XIX века, стала самой дорогой отдельной маркой, проданной на аукционе. В 2014 году почтовый знак весом 0,04 грамма был куплен за 9,48 млн долларов США на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке.
Знак выпустили в 1856 году в Британской Гвиане, колонии Соединенного Королевства в Южной Америке (сейчас — независимое государство Гайана). Из-за дефицита марок, поставляемых из Великобритании, почтмейстеру колонии пришлось заказать почтовые знаки у типографии местной газеты Royal Gazette. В числе прочих была выпущена и одноцентовая «Британская Розовая Гвиана». На данный момент известно лишь об одном уцелевшем экземпляре этой марки.
В июне 2021 года марка вновь будет выставлена на аукционе Sotheby's, ее планируют продать за 10-15 млн.
«Маленькая однодолларовая» марка Red Revenue
Набор из четырех китайских марок Red Revenue номиналом в один доллар был продан в 2009 году за 15,2 млн долл. В 2013 году еще две одиночные марки такого типа ушли с молотка: одна в Пекине за 7,22 млн юаней (около 1,2 млн долл. по курсу того времени), другая — в Гонконге за 6,9 млн гонконгских долларов (около 890 тыс. долл.).
Эти фискальные марки выходили в конце XIX века и в 1897 году использовались в качестве почтовых. Знаки выходили в разных номиналах, при этом «маленькие однодолларовые» — самые редкие: они были выпущены первыми и раскритикованы за слишком маленький размер иероглифов. Всего было выпущено две панели по 25 марок на каждой, сейчас известно о 32 уцелевших знаках такого типа.
«Святой Грааль»
Цена редкой американской марки Z Grill с изображением Бенджамина Франклина, также известной как «Святой Грааль», приближается к 3 млн долл. при номинале знака в один американский цент.
В 2005 году коллекционер Билл Гросс получил марку от Дональда Сандмана в обмен на блок из четырех других редких марок — «Перевернутую Дженни». Стоимость сделки оценивается в 2,97 млн долл.
Особенностью этой марки является тип вафелирования «Z», ограниченно применявшийся в США в 1868 году. В настоящее время официально признается существование двух экземпляров этой марки, один из которых находится в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Таким образом, знак, приобретенный Гроссом, стал единственным, что доступен коллекционерам.
«Перевернутая Дженни»
Уже упомянутый блок из четырех марок «Перевернутая Дженни» был продан бизнесменом Дональдом Сандманом анонимному покупателю за почти 5 млн долл. в 2014 году. За девять лет цена редкого блока выросла более чем в полтора раза — в 2005 году он стоил уже 2,97 млн долл.
Марки с изображением биплана Curtiss JN-4 «Дженни» номиналом в 24 цента были выпущены почтой США в 1918 году, при этом на знаках использовались два цвета — красный и синий, — из-за чего знаки приходилось дважды прогонять через печатный станок. Такой способ производства привел к самой известной ошибке в американской филателии: напечатанный синим цветом самолет оказался перевернут.
В обращение попал только один лист «Перевернутых Дженни», состоящий из ста марок. Рекордная цена для одиночной марки этого типа была установлена в 2018 году, когда знак ушел с молотка за 1,59 млн долл.
«Желтый трехскиллинговик»
Шведская марка «Желтый трехскиллинговик», увидевшая свет в середине XIX века, была продана в 1996 году за 2,3 млн долл. Спустя 14 лет, в 2010 году, ее вновь выставили на продажу. Марку приобрела группа лиц, пожелавших остаться неизвестными, — опять за 2,3 млн долл.
Как и в случае с «Перевернутой Дженни», высокая цена этого знака связана с ошибкой при печати: трехскиллинговая марка вышла в желтом цвете вместо обычного для знаков такого номинала сине-зеленого. Коллекционеры обратили внимание на редкий экземпляр только спустя 30 лет после выпуска — в 1885 году. На данный момент известно лишь об одной марке с таким дефектом.