Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Трагедии в небе: 10 крупнейших авиакатастроф в истории

Их жертвами в общей сложности стали около 6000 человек

19 июня 2024Обсудить

Пассажирские самолеты вполне заслуженно считаются самым безопасным видом транспорта, однако порой из-за технических неисправностей, человеческого фактора или внешнего воздействия и с ними случаются трагические происшествия с сотнями жертв, приковывающие к себе внимание обывателей. Vokrugsveta.ru вспоминает крупнейшие авиакатастрофы в истории пассажирской авиации.

Трагедии в небе: 10 крупнейших авиакатастроф в истории

Обломки самолета Turkish Airlines в в лесу Эрменонвиль

Источник:

Michel ARTAULT/Gamma-Rapho via Getty Images

Самая масштабная катастрофа в отечественной истории

Крупнейшая авиакатастрофа на территории России произошла 11 октября 1984 года, когда самолет Ту-154 после посадки в аэропорту Омска столкнулся с тремя снегоуборочными машинами, которые находились на взлетно-посадочной полосе (ВПП) по вине заснувшего на рабочем месте авиадиспетчера.

Трагедии в небе: 10 крупнейших авиакатастроф в истории

Обломки сгоревшего Ту-154 в Омске

Источник:

ru.wikipedia.org

Из 179 человек, находившихся на борту самолета, погибли 174, жертвами катастрофы также стали четыре человека на земле. Среди выживших оказались четыре члена экипажа лайнера и один пассажир.

По итогам расследования к разным срокам заключения были приговорены руководитель полетов, два авиадиспетчера и работник аэродромной службы.

Трагедии под Донецком и над Персидским заливом

Десятое место по количеству жертв в списке авиакатастроф занимает гибель самолета Boeing 777 под Донецком, случившаяся в зоне военного конфликта на юго-востоке Украины 17 июля 2014 года. Лайнер компании Malaysia Airlines летел из Амстердама в Куала-Лумпур и был сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса «Бук». Все находившиеся на борту 298 человек погибли.

В 2022 году окружной суд Гааги признал виновными в крушении самолета экс-главу ополченцев Донецкой народной республики Игоря Гиркина и двух его подчиненных. Российские власти не согласились с результатами расследования и вердиктом суда.

Трагедии в небе: 10 крупнейших авиакатастроф в истории

Обломки Boeing 777 на земле

Источник:

Kate Geraghty/The Sydney Morning Herald/Fairfax Media via Getty Images

Это далеко не единственная катастрофа такого рода. Например, лишь на восемь человек меньше погибло в трагедии, которая произошла 3 июля 1988 года. В тот день авиалайнер Airbus A300 иранской авиакомпании Iran Air, совершавший перелет по маршруту Тегеран — Дубай, внезапно пропал с экранов радаров над Персидским заливом.

Как выяснилось позднее, экипаж американского крейсера Vincennes принял пассажирский самолет за иранский истребитель-перехватчик F-14A Tomcat. Военным не удалось связаться с лайнером после чего крейсер выпустил по самолету зенитную ракету, которая поразила цель. Лайнер разрушился в воздухе, никто из 274 пассажиров и 16 членов экипажа не выжил.

Только в 1996 году правительство США признало ответственность за инцидент и выплатило Ирану компенсацию в размере 61,8 миллиона долларов.

Катастрофа в Киншасе

Специалисты говорят, что самолет подвергается наибольшей опасности во время взлета и посадки. Подтверждением тому может служить авария, случившаяся с грузовым судном Ан-32Б в аэропорту Киншасы (Демократическая республика Конго) 8 января 1996 года. Самолет набирал скорость перед взлетом, но никак не мог оторваться от полосы. Поняв, что взлететь не получится, экипаж принял решение экстренно затормозить, но крылатая машина, разогнавшаяся до 200 км/час, вышла из-под контроля, протаранила ограждения и вылетела на рынок, находившийся возле аэропорта.

Трагедии в небе: 10 крупнейших авиакатастроф в истории

Разбившийся в Киншасе самолет за полтора года до катастрофы

Источник:

Felix Goetting GFDL 1.2, via Wikimedia Commons

В результате происшествия погибли 298 человек (лишь один из них находился на борту самолета). Более 250 человек получили ранения. Расследование установило, что причиной трагедии стал перегруз.

Пожар на борту самолета в Эр-Рияде

19 августа 1980 года авиалайнер Lockheed L-1011 TriStar, вылетевший из аэропорта Эр-Рияда, взял курс на Джидду. В первые минуты полет шел в штатном режиме. Однако вскоре в багажном отсеке лайнера начался пожар, дым от которого начал поступать в салон. Охваченные паникой пассажиры устремились в переднюю часть самолета.

Трагедии в небе: 10 крупнейших авиакатастроф в истории

Обгоревший остов самолета

Источник:

FAA, Public domain, via Wikimedia Commons

В непростой ситуации экипажу удалось совершить аварийную посадку в Эр-Рияде, но пока самолет катился по ВПП, огонь добрался до салона, и открыть аварийные выходы изнутри уже никто не смог. Подоспевшие спасатели не имели соответствующего опыта и потратили на открытие люков почти 25 минут, а когда им это удалось, резкий приток воздуха заставил пламя разгореться еще сильнее.

В огненном плену погиб 301 человек, спасти не удалось никого. По одной из версий, причиной возгорания стал взрыв газовой плитки в багажном отсеке, по другой — короткое замыкание, от которого воспламенилась гидравлическая жидкость.

Взрыв под Корком

23 июня 1985 года самолет Boeing 747 авиакомпании Air-India, летевший по маршруту Монреаль — Лондон — Дели — Бомбей, пропал с радаров над Атлантикой, находясь в 176 километрах от ирландского Корка. Диспетчеры сообщили о происшествии береговой охране, которая выдвинулась на поиски пропавшего лайнера. Примерно через час в океане удалось обнаружить фрагменты лайнера, а также тела пассажиров и членов экипажа.

Трагедии в небе: 10 крупнейших авиакатастроф в истории

Взорванный самолет незадолго до катастрофы

Источник:

Tim Rees GFDL 1.2, via Wikimedia Commons

В ходе расследования было установлено, что причиной катастрофы, унесшей жизни 329 человек, стал взрыв. Ответственность за него взяли на себя несколько сикских террористических группировок.

В тот день еще одно взрывное устройство сработало на борту самолета Boeing 747, вскоре после его досрочной посадки в японском аэропорту Нарита. На этом лайнере находился транзитный багаж, предназначавшийся для погрузки на еще один рейс компании Air India. Жертвами этого теракта стали двое грузчиков аэропорта.

Крушение под Парижем

3 марта 1974 года самолет McDonnell Douglas DC-10-10 авиакомпании Turkish Airlines следовавший по маршруту Стамбул — Париж — Лондон, вылетел из столицы Франции. Через несколько минут после взлета, когда лайнер находится на высоте 3500 метров, в салоне раздался резкий хлопок — внезапно открылась дверь грузового отсека, что привело к взрывной декомпрессии, повредившей двигатель и системы управления.

Трагедии в небе: 10 крупнейших авиакатастроф в истории

Место крушения лайнера Turkish Airlines

Источник:

J. Cuinieres/Roger Viollet via Getty Images

Самолет накренился, быстро начал терять высоту и упал в лесу Эрменонвиль. Погибли все 346 человек, находившиеся на борту. Эксперты пришли к выводу, что причиной трагедии стали недоработки в запорном механизме двери грузового отсека McDonnell Douglas DC-10-10.

Столкновение над Чархи Дадри

12 ноября 1996 года в небе неподалеку от индийского города Чархи Дадри столкнулись пассажирский самолет Boeing 747 авиакомпании Saudi Arabian Airlines, выполнявший рейс Дели — Дахран и грузовой Ил-76ТД авиакомпании Kazakhstan Airlines, летевший из Шымкента в Дели.

Трагедии в небе: 10 крупнейших авиакатастроф в истории
Источник:

Felix Goetting, GFDL 1.2, via Wikimedia Commons

Трагедии в небе: 10 крупнейших авиакатастроф в истории
Источник:

simon butler, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Полетом обоих воздушных судов руководил опытный индийский диспетчер, который скомандовал экипажу самолета Ил-76ТД занять эшелон на высоте 4500 метров. Однако грузовой самолет продолжил снижение и столкнулся с пассажирским лайнером. В катастрофе погибли 349 человек (312 из них находились на борту Boeing 747, а 37 — на борту Ил-76ТД), выживших не было.

Согласно выводам расследования, основной причиной катастрофы могло стать плохое знание английского языка и непонимание команд диспетчера членами экипажа Ил-76ТД.

Катастрофа под Токио

12 августа 1985 года лайнер Boeing 747, принадлежавший компании Japan Air Lines, вылетел из Токио в Осаку. Через 12 минут у самолета оторвался киль, а в салоне вследствие разгерметизации резко упало давление.

Члены экипажа, услышав громкий хлопок решили, что у лайнера оторвалось шасси и попробовали развернуться для аварийной посадки. Но самолет не слушался руля: то резко набирал высоту, то снижался, пока не врезался в склон горы.

Так выглядел последний полет лайнера

Жертвами крушения стали 520 человек. Каким-то чудом четырем пассажирам посчастливилось выжить. Впоследствии выяснилось, что трагедия произошла из-за некачественного ремонта судна, выполненного в 1978 году.

Столкновение в аэропорту Тенерифе

27 марта 1977 года произошла одна из самых страшных катастроф в истории гражданской авиации. В тот день в аэропорту Лос-Родеос канарского острова Тенерифе (Испания) готовился к вылету Boeing 747 авиакомпании KLM. Его пилоты, неправильно поняв команды диспетчера, вывели воздушное судно на ВПП и начали разгон для взлета. Тем временем такой же лайнер компании Pan American совершил посадку и пересекал полосу, по которой со скоростью 200 км/час мчался самолет KLM.

Источник:

SafetyCard, CC BY-SA 3.0 DE, via Wikimedia Commons

Избежать столкновения двух махин не удалось. В катастрофе погибли 583 человека: из 248 пассажиров и членов экипажа лайнера KLM не выжил никто, а среди находившихся на борту самолета Pan American уцелел 61 человек.

Теракты 11 сентября 2001 года

Трагедии в небе: 10 крупнейших авиакатастроф в истории
Источник:

Robert on Flickr, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Две самые чудовищные авиакатастрофы в истории произошли 11 сентября 2001 года, когда исламские террористы захватили авиалайнеры Boeing 767 компаний American Airlines и United Airlines, а затем направили их в башни-близнецы Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке. В одном самолете находилось 65 человек, а в другом — 92 человека. Все они погибли. В небоскребах и на земле жертвами атаки стали около 2500 человек, а несколько тысяч получили ранения разной степени тяжести.

Всего 11 сентября 2011 года террористы захватили четыре самолета: третий лайнер врезался в здание Пентагона, а четвертый упал в поле в штате Пенсильвания. Эти катастрофы унесли жизни еще 233 человек. События того дня навсегда изменили мир и среди прочего привели к резкому ужесточению правил безопасности в аэропортах многих стран.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения