Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Трамплин XIX века для современной попсы: как романтизм стал самой важной эпохой в истории музыки

Композиторы-романтики впервые в истории музыки начали выражать свои чувства и обзавелись индивидуальным «почерком»

21 апреля 2023Обсудить

На смену классицизму в музыке пришел романтизм. Эта эпоха подарила нам плеяду гениальных композиторов, новые инструменты и эксперименты с жанрами. Романтизм зародился во второй половине XIX века, а вот когда он закончился и закончился ли вообще, сказать сложно. В этом вопросе «Вокруг света» попытался разобраться вместе с музыковедом и композитором Анной Виленской.

Трамплин XIX века для современной попсы: как романтизм стал самой важной эпохой в истории музыки
Источник:
Garry Gay / Alamy via Legion Media
музыковед

Читайте предыдущие части этого цикла материалов:

  1. Композиторы от бога: разбираемся в эволюции средневековой европейской музыки.

  2. От щедровок до первой оперы: как русский фольклор помогал следить за временем и стал частью классической музыки.

  3. Секрет хита на все века: как наследие композиторов эпохи барокко по сей день влияет на мировую музыкальную индустрию.

  4. Симфонии с нотками психотерапии: 3 звезды эпохи классицизма, изменившие музыку навсегда.

  5. «Гениальный неудачник»: как Франц Шуберт, сам того не ведая, стал первым романтиком и ориентиром для Чайковского.

 Перемен и индивидуальности требуют наши сердца

Романтизм — эта первая эпоха, в которую композиторы начали выражать собственные чувства и переживания через музыку. Может показаться, что они делали это всегда — о чем еще можно писать, кроме как о любви, страданиях, потерях? Но на самом деле, композиторов классицизма больше волновала гармония мира, в котором человек был лишь маленьким винтиком, а его чувства отходили на второй план. В предшествовавшую классицизму эпоху барокко музыка была эффектная и театрализованная, она создавалась в угоду культу красоты, а не чувственности.

В XIX веке сердца музыкальных романтиков больше не могли терпеть. Они требовали перемен — композиторы были готовы выражать собственный характер и настроение через музыку. И это стремление сделало произведения романтизма индивидуальными: если сочинения композиторов барокко или классицизма похожи друг на друга, то у известных романтиков есть свой «почерк», который можно опознать даже без музыкального образования.

К тому же романтизм — единственная эпоха в музыке, которая вполне официально делится на несколько периодов. Музыка раннего романтизма, яркими представителями которого являются Франц Шуберт и Феликс Мендельсон, по звуку хоть и похожа на музыку классицизма, но по смыслу уже не имеет с ней ничего общего. Сочинения Петра Чайковского, творчество которого относят к среднему романтизму, воплощают триумф красоты и любви. А эпатажная, с вкраплениями протоджазовых аккордов, музыка Рихарда Вагнера, Джузеппе Верди и Александра Скрябина — пример позднего романтизма.

Трамплин XIX века для современной попсы: как романтизм стал самой важной эпохой в истории музыки
Знаменитый замок Нойшванштайн в Баварии был построен для короля Людвига II — романтика и главного почитателя таланта Рихарда Вагнера
Источник:
Sorin Colac / Alamy via Legion Media

Каждый из романтических периодов вырастал из предыдущего. Без Шуберта, сочинившего первую романтическую симфонию, не было бы Чайковского, без которого мы бы не услышали революционного Скрябина.

Отечественная специфика

Трамплин XIX века для современной попсы: как романтизм стал самой важной эпохой в истории музыки
Петр Чайковский, конец 1860-х
Источник:
Wikimedia Commons

Когда в Европе уже активно творили романтики, в России главным и, фактически, единственным композитором был классик Михаил Глинка. Наверстывать «музыкальное отставание» отечественные творцы начали после его смерти в 1857 году. Поэтому в России романтизм, взяв от зарубежных композиторов только лучшее, сразу начался со среднего периода.

Пока Чайковский творил в Москве, в Санкт-Петербурге активно крепла «Могучая кучка» — объединение композиторов, стремившихся к музыкальной самобытности.

Внести диссонанс и смешать жанры

Когда появился романтизм, возможности классической гармонии уже были практически исчерпаны. Как в шахматной партии с классическими дебютами, в которой расстановка фигур и ходы ясны наперед, композиторы знали правила музыкальной игры. Чтобы выйти за рамки, им приходилось искать новые, зачастую не всегда понятные краски, ввинчивая в каждый аккорд какую-нибудь «грязь» — диссонанс, который в итоге превращался в элемент авторского «почерка».

Оформление романтической гармонии стало началом конца академической музыки: как только романтики начали по чуть-чуть «портить» аккорды, они проложили путь к эпатажной музыке Скрябина и Вагнера.

Этюд № 12 Александра Скрябина

В романтизме вновь развился жанр инструментального концерта, который в классицизме стал забываться. Если со времен барокко концерт (допустим, скрипки с оркестром) воспринимался только лишь как соревнование в виртуозности одного солирующего инструмента с другими, то романтический концерт превратил это соревнование в метафору, развив в нем философский сюжет. Скрипка стала олицетворять личность, а оркестр — толпу.

В эпоху романтизма продолжилась трансформация оперы. Чайковский, например, добавляет в нее фрагменты других жанров. Главные герои его «Пиковой дамы» смотрят спектакль, который пророчески показывает, что будет с ними происходить далее. Очень современно и по-киношному интригует, не правда ли? Впоследствии этот прием использовали Джузеппе Верди в «Риголетто» и в «Бале-маскараде», а также Рихард Штраус в «Ариадне на Наксосе».

 Великое детище Сакса

Трамплин XIX века для современной попсы: как романтизм стал самой важной эпохой в истории музыки
Памятник Адольфу Саксу в бельгийском Динане — родном городе изобретателя саксофона
Источник:
MLBARIONA / Alamy via Legion Media

В 1842 году мастер духовых инструментов Адольф Сакс сконструировал первый саксофон на основе басового кларнета. До конца XIX века новый инструмент оставался в тени. Музыканты не понимали, где его место в оркестре: с деревянными духовыми, из которых он вышел, или с медными, потому что он сделан из металла.

Хотя многие романтики, открытые ко всему новому, приняли саксофон, по достоинству этот инструмент был оценен только в 1920-х, когда западный мир захлестнула джазовая лихорадка. Лучшие джазовые исполнители всех времен, включая Чарли Паркера и Луи Армстронга, играли на инструменте, который появился еще в эпоху романтизма.

По дороге к эскапизму

У композиторов-романтиков было несколько путей к эскапизму. Например, чтобы залечить душевные раны, они романтизировали и мифологизировали смерть. Почти каждое произведение было посвящено трагической любви. Ярчайший образец романтической мифологии — «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза, ставшая манифестом французского романтизма. Главный герой симфонии — сам композитор. А его возлюбленная — то красавица-искусительница, то ведьма. Герой страдает от неразделенной любви, принимает яд и погружается в наркотические сновидения. Это произведение — не просто сочетание звуков, это масштабный симбиоз музыки, театра и литературы, к которому впоследствии будут стремиться композиторы ХХ века.

Пятая часть «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза

Еще один выход в эскапизм — наслаждение природой и фольклором. В эпоху романтизма все стали боготворить народную музыку и включать ее в разные контексты. Появились композиторы, использующие в своем творчестве национальный колорит. Норвежец Эдвард Григ, чех Бедржих Сметана и венгр Ференц Лист вдохновлялись народными танцами. Фольклор использовал и Чайковский: в его Четвертой симфонии звучит песня «Во поле березка стояла», а во Второй симфонии — песни «Вниз по матушке по Волге» и «Журавель».

Четвертая часть Симфонии № 4 Петра Чайковского

Романтики как бы говорят слушателям: «Мир не совершенен, ты — одинок, несчастен, но у тебя есть несколько путей к тому, чтобы прожить свою романтичную жизнь достойно».

От романтизма до «Ласкового мая»

Вся популярная отечественная и зарубежная музыка, сладкоголосые бойз- и гёрлз-бэнды ХХ века, будь то «Ласковый май» или Spice girls, вышли из романтизма. Но еще интереснее то, что значительная часть попсовой музыки, которая создается сегодня, продолжает использовать приемы романтизма. Строение мелодических оборотов, гармонических созвучий, темы — всё это зародилось 200 лет назад в Европе, и всё это работает до сих пор.

Получается, что романтизм — это самая важная и переломная эпоха в истории музыки, которой суждено было закончиться, пусть и на время, крахом красоты, а затем переродиться в виде авангарда.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения