Мода циклична не только в одежде, но и в технике. Пока одни примеряют наряды девяностых и нулевых, другие собирают виниловые пластинки, фотографируют на плёнку и звонят на dumbphone. Ироничное название всех устаревших кнопочных устройств создано по аналогии со smartphone (от англ. «умный телефон») и дословно означает «тупой телефон».
Мобильники на любой вкус и цвет — моноблоки, раскладушки, слайдеры и трансформеры — не отличаются умом и сообразительностью. Однако зумеры ценят их не только из-за эстетики и «душевности», но и по вполне практичным причинам. «Вокруг света» разобрался, почему поколение Z — поколение «звонилок» и змеек — выбирает мыльную камеру вместо четырёх объективов, пластиковые кнопки вместо тачпада и одну функцию вместо тысячи приложений.
Зумеры ценят эстетику
Мода на возвращение к нулевым (в том числе и к кнопочным телефонам) зародилась среди молодых американских инфлюенсеров в 2022 году. По иронии судьбы, тренд на мобильники без удобного выхода в интернет стал популярен благодаря многочисленным постам под хэштегом #bringbackflipphones.
Если раньше принципиальный отказ от «умных» телефонов в пользу «глупых» расценивался как блажь, то теперь появиться в компании друзей с безнадежно устаревшим телефоном стало не зазорно, и даже наоборот, похвально. Хотя бы потому, что так делают подростки в авангарде трендов.
Кроме того, черный прямоугольный экран смартфонов, который у разных производителей отличается разве что размером, универсален и практичен, но не дает разгуляться фантазии. Другое дело — разнообразие необычных кнопочных мобильников самых разных форм и расцветок, которые появлялись на мобильном рынке в эпоху экспериментов.
Кокетливая раскладушка в цветочек Siemens CL75, BlackBerry с полноценной компьютерной клавиатурой для бизнесменов, легендарная неубиваемая Nokia 3310 на все случаи жизни или же совсем новаторская Nokia 7600 в форме капли — производители продумывали дизайн для любой аудитории. Однако даже такого количества вариантов зумерам оказалось недостаточно. В сети появляется всё больше видео, как украсить свой dumbphone в эстетике 2000-х.
Зумеры не хотят тратить время зря
Интерес зумеров к эстетике 1990-х и 2000-х годов вызван ностальгией по простым временам. Для многих молодых людей, чьё детство прошло в эпоху начала мобильной связи, «глупые» телефоны ассоциируются с более спокойным и менее насыщенным информацией временем. Используя кнопочные мобильники, они хотят упростить свою жизнь и снизить информационный шум.
По разным исследованиям, чрезмерное использование «умных» телефонов имеет целый ряд неприятных побочных эффектов. Так, например, синий свет, излучаемый смартфонами, может подавлять выработку мелатонина, и тем самым затруднять сон.
Кроме того, умные гаджеты люди в большой степени используют, чтобы сидеть в соцсетях. У многих привычка к бездумному листанию ленты и мгновенному реагированию на уведомления не только отнимает целые часы свободного (и не только) времени, но и негативно влияет на ментальное здоровье: например, понижает самооценку, разрушает способность к длительной концентрации и даже провоцирует развитию депрессии.
Ещё до тренда на dumbphone популярность получила «цифровая детоксикация». Люди по разным причинам намеренно воздерживались от использования электронных устройств. Одни хотели вернуть способность к концентрации на делах, другие — снизить стресс и тревожность, которая возникала от листания новостей, третьи — вернуться к общению с семьей.
Иными словами, тренд на кнопочные телефоны — отзвук общей моды на рациональное потребление, в том числе и цифрового контента. «Глупые» телефоны — совсем не глупое решение проблемы зависимости от интернета.
Поколение Z — за рациональное потребление
Возрождение популярности кнопочных «звонилок» — неожиданное, но закономерное последствие сверхпотребления.
Зумеры росли среди непрерывного потока цветастых этикеток и агрессивной рекламы, и потому гораздо меньше реагируют на такие способы привлечения внимания. Молодые люди имеют иммунитет к корпоративным стратегиям по навязыванию новых моделей. Для них владеть «глупым» телефоном – все равно что выступать против потребительства, не идти на поводу у производителей.
У тренда на dumbphone есть и другая экономическая причина. Современные смартфоны дорогие, хрупкие и при этом быстро устаревают. Последние модели iPhone (которые компания Apple строго выпускает каждый год) и вовсе считаются роскошью, которую может позволить себе далеко не каждый молодой человек.
По сравнению со смартфонами, «глупые» телефоны (особенно перекупленные на вторичном рынке) значительно дешевле и в покупке, и в обслуживании. Тариф на обеспечение базовых функций звонка и СМС значительно меньше цены за гигабайты интернета и десяток подписок. Финансовый аспект для студентов и молодых профессионалов – не менее важен, чем удовольствие от многофункционального компьютера на ладони.
Конфиденциальность превыше всего
Парадоксальным образом данные с «глупых» телефонов чрезвычайно тяжело украсть именно потому, что такие устройства – «глупые» и фактически не способны запоминать пароли, номера карт, документов, геолокацию и другое.
Смартфоны же собирают огромные объемы конфиденциальной информации, которая при этом остаётся уязвимой для взлома мошенников. Представители поколения Z регулярно пользуются интернетом и не понаслышке знают об опасности раскрытия приватности личных данных. Таким образом, безопасность становится ещё одним аргументом в пользу кнопочных телефонов.
Тем не менее, при использовании «глупых» мобильников большей угрозе подвергается безопасность звонков и переписки. Почти все мессенджеры, которые часто используются в общении на смартфонах, защищены сквозным шифрованием: сообщения шифруются на одном устройстве и расшифровываются на втором. Так переписка остаётся недоступной третьим лицам и даже самим разработчикам. Телефонные звонки и СМС без использования таких технологий перехватить гораздо проще.
Как поколение Z меняет рынок
Тренд на dumbphone значительно увеличил спрос на «глупые» телефоны. Кроме сотен предложений о перепродаже подержанных моделей на сайтах вроде «Авито», стали популярны и новые модели «звонилок»: например, в первой половине 2024 года спрос на кнопочные телефоны Fontel (бренда МегаФона), выросли почти в три раза: покупатели выбирали их на 194% чаще, чем в конце 2023 года.
Необычный спрос может породить необычное предложение: ассортимент моделей расширится, а классические дизайны вернутся, но уже в сочетании с современными функциями (например, с доступом к интернет-сервисам или улучшенными камерами). Так на рынке может появиться целая плеяда «новых старых» телефонов.
За рубежом компании Punkt и Light уже внесли свою лепту в развитие этого сегмента. Почувствовав тренд на цифровую детоксикацию и «отказ от технологий», они начали продавать устройства для людей, которые хотят проводить меньше времени за использованием смартфонов.
Их устройство — это, скорее, не «глупый», а минималистичный мобильный. Он относительно «умнее» кнопочных «звонилок». Например, с его помощью можно слушать музыку и подкасты, подключаться по Bluetooth к наушникам. Однако, по заверениям производителей, на нём никогда не будет социальных сетей, электронной почты, интернет-браузера или любой другой бесконечной ленты новостей.
При этом такие новые «глупые» телефоны стоят не меньше среднего «умного» устройства. Например, цены на Light Phone III начинаются от 400 долларов (35 тыс. рублей). Тем не менее, производители заверяют, что популярность моделей продолжает расти.
Умные устройства пока не «уволены»
Изначально создатели Punkt и Light предполагали, что их устройства будут использоваться в качестве дополнительного телефона, когда можно на время отказаться от смартфона и отдохнуть. Теперь же, по словам производителей, половина клиентов фирмы используют его в качестве основного.
Однако общая тенденция такова, что молодые люди, покупая «глупый» телефон, обычно не отказываются от «умного». Кнопочные мобильники остаются если не временным трендом, то просто любопытным экспериментом или приятным дополнением к смартфону «на всякий случай».
Большинство зумеров выбирает более современные способы коммуникации, пользуется мессенджерами и редко общается через голосовую связь. Потому девять из десяти проданных телефонов — это по-прежнему «умные» телефоны, которыми представители поколения Z стараются пользоваться разумнее и более ограниченно.