Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Третий «Б» классической музыки: как Иоганнес Брамс заслужил свою репутацию

Немецкий композитор, почитавший творчество Бетховена и Баха, на закате лет удостоился быть поставленным в один ряд с ними

22 июня 2023Обсудить

Немецкий композитор эпохи романтизма Иоганнес Брамс известен своими симфониями, песнями, а также произведениями оркестровой, камерной и фортепианной музыкой. Брамс был убежден, что для создания «долговечной» музыки необходимо придерживаться определенных рамок. Вероятно, в этом он был прав, ведь его сочинения по сей день входят в список наиболее часто исполняемых произведений классической музыки.

Третий «Б» классической музыки: как Иоганнес Брамс заслужил свою репутацию
Источник:
North Wind Picture Archives / Alamy via Legion Media

Явный талант к музыке и полезным знакомствам

Иоганнес Брамс родился в Гамбурге 7 мая 1833 года. Его отцом был Иоганн Якоб Брамс, который зарабатывал на жизнь игрой на контрабасе, сначала в скромных театральных оркестрах, а позднее — в Гамбургском филармоническом оркестре. Его мать, Кристиана Ниссен, работала швеей и была на 17 лет старше мужа, у которого когда-то служила домработницей. Иоганнес был средним из трех детей в семье.

Брамс начал играть на фортепиано в семилетнем возрасте, а в 15 лет он дал свой первый фортепианный концерт. Сначала мальчика обучал музыке Отто Коссель, а его вторым учителем стал Эдвард Марксен, который был настолько впечатлен талантом Иоганнеса, что отказался брать плату за свою работу. Марксен поощрял интерес ученика к классической музыке прошлого, особенно к работам Иоганна Себастьяна Баха. Позже Брамс посвятил учителю один из своих фортепианных концертов. Поскольку родители Иоганнеса были небогаты, мальчик иногда прогуливал школу, чтобы заработать немного денег игрой в ресторанах.

Третий «Б» классической музыки: как Иоганнес Брамс заслужил свою репутацию
Иоганнес Брамс, около 1855 года
Источник:
The History Collection / Alamy via Legion Media

В 1853 году Брамс совместно с венгерским скрипачом Эдуардом Ременьи отправился в турне по немецким городам. Тогда же Иоганнес опубликовал первую из многих своих песен «Верный в любви» (Liebestreu). В Ганновере музыканты познакомились с венгерским скрипачом-виртуозом Йозефом Иоахимом, которому Брамс позднее посвятил два произведения. В Веймаре Брамс встретил венгерского композитора и пианиста Ференца Листа, который исполнил одно из фортепианных сочинений юноши. Наконец, в Дюссельдорфе Иоганнес повстречал композитора Роберта Шумана и смог впечатлить его своими исполнительскими навыками.

Стоит отметить, что всю жизнь Брамсу везло встречаться с нужными людьми в нужное время, что способствовало его известности и помогало найти работу. Так, Шуман устроил Брамса в свой музыкальный журнал Neue Zeitschrift für Musik и убедил знакомого издателя в Лейпциге опубликовать ноты некоторых сочинений Брамса.

«Я верю, что Иоганнес — истинный апостол, которому суждено написать Откровения», — сказал как-то Шуман, прозвавший Иоганнеса «молодым орлом». Когда в 1854 году у Роберта Шумана случился нервный срыв, Брамс приехал в Дюссельдорф, чтобы позаботиться о его жене Кларе, которая, к слову, была выдающейся пианисткой. Судя по его письмам, Иоганнес воспылал чувствами к Кларе, но они не были взаимными. Шуман умер в 1856 году, а Брамс до конца жизни поддерживал дружбу с Кларой.

Читайте другие материалы «Вокруг света» об известных композиторах

Третий «Б» классической музыки: как Иоганнес Брамс заслужил свою репутацию
Источник:
MARKA / Alamy via Legion Media

Потомственный музыкант со сложным характером: 5 фактов о Людвиге ван Бетховене, которые полезно знать

Бетховен прожил яркую и наполненную творческими достижениями жизнь. «Вокруг света» собрал факты, которые помогут лучше узнать Бетховена как человека своего времени

Третий «Б» классической музыки: как Иоганнес Брамс заслужил свою репутацию
Источник:
Artepics / Alamy via Legion Media

«Гениальный неудачник»: как Франц Шуберт, сам того не ведая, стал первым романтиком и ориентиром для Чайковского

Положивший начало романтизму в музыке австрийский композитор Франц Шуберт при жизни был малоизвестен, но впоследствии вошел в пантеон великих классиков

Третий «Б» классической музыки: как Иоганнес Брамс заслужил свою репутацию
Источник:
PRISMA ARCHIVO / Alamy via Legion Media

Секрет хита на все века: как наследие композиторов эпохи барокко по сей день влияет на мировую музыкальную индустрию

Наступление эпохи Возрождения отразилось на всех сферах европейской жизни и культуры, не исключая музыку. На смену господствовавшим в Средневековье церковным песнопениям начали приходить инструментальные произведения

В поисках своего места и музыкального стиля

В 1857 Брамс исполнил две серенады перед князем Детмольда и получил должность руководителя придворного хора и оркестра. Также композитор регулярно наведывался в родной Гамбург, где основал женский хор и писал для него сочинения. Но осесть в Гамбурге ему было не суждено — Брамсу не удалось стать дирижером Гамбургского филармонического общества, а к тому же он разорвал помолвку с певицей Агатой фон Зибольд. Судя по всему, Брамс не хотел связывать себя брачными узами.

Премьера Первого фортепианного концерта Брамса, над которым он работал в течение нескольких лет, состоялась в Ганновере в 1859 году. Произведение было сложным, тяжеловесным и чрезмерно серьезным. Критики не оценили работу Брамса, но время рассудило иначе — сегодня это одно из самых популярных произведений композитора.

Иоганнес Брамс. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

Брамс считал себя продолжателем традиций немецких композиторов, включая Бетховена, и демонстративно отрицал движение, которое некоторые называли «новой немецкой школой». К нему относили многих современников Брамса, в том числе Ференца Листа и Рихарда Вагнера. На деле Иоганнес не был таким уж консерватором, каким его часто считают в наши дни. Он всего лишь предпочитал традиционную четырехчастную структуру для своих симфоний, работал в пределах устоявшихся классических форм и предпочитал писать для оркестра, включавшего привычный набор инструментов. Однако его сочинения шли в ногу с музыкальной эволюцией того времени.

В 1863 Брамс перебрался в Вену, где его вскоре назначили директором хора Венской певческой академии, однако ему пришлось оставить и эту должность через несколько месяцев — Брамс был композитором, а не администратором. В 1864 году Иоганнес вернулся в Гамбург, чтобы ухаживать за больной матерью (к тому времени его родители разошлись), которая умерла в начале 1865 года.

Иоганнес Брамс окончательно обосновался в Вене в 1868 году. Тогда же он завершил знаменитый «Немецкий реквием» (Deutsches Requiem), на создание которого композитор потратил 11 лет. Впервые эта вещь прозвучала в Бременском соборе, но полноценная премьера состоялась только в феврале 1869 года в Лейпциге. Успех «Немецкого реквиема» и последовавший за ним контракт с издателем Фрицем Симроком помогли Брамсу обрести финансовую стабильность, бросить преподавание и посвятить больше времени сочинению музыки. В этот период композитор гастролировал по Европе, обычно отправляясь в свои турне весной и осенью. В том же 1868 году он написал произведение, известное как «Колыбельная Брамса». Нежный замедленный вальс сочетает немецкую народную поэзию с венской любовной мелодией.

«Колыбельная» была написана Брамсом по случаю рождения сына у его подруги Берты Фабер

В 1871 году Брамс сочинил «Триумфальную песнь» (Triumphlied) в честь победы во Франко-прусской войне 1870–1871 гг. Годом позже композитор был назначен дирижером Венской филармонии. Он занимал эту должность до 1875 года. Композитор регулярно подвергался критике за свою консервативность и в итоге он предпочел отказаться от дирижирования, сделав выбор в пользу собственных выступлений и создания новой музыки.

Вспыльчивый чудак

Третий «Б» классической музыки: как Иоганнес Брамс заслужил свою репутацию
Источник:
North Wind Picture Archives / Alamy via Legion Media

Иоганнес Брамс не отличался приятным характером. «Колючий и жесткий, циничный и вспыльчивый, при этом сверхчувствительный… Он никогда не стеснялся высказывать свое мнение, а иногда его комментарии могли быть грубыми… Даже самые близкие друзья Брамса могли уколоться о шип его раздражительности», — писал историк музыки Гарольд Шёнберг.

Легенда гласит, что однажды, выходя из комнаты, композитор попросил прощения на случай, если он кого-то не обидел. При всем этом у Брамса было довольно много друзей, которые мирились с его натурой. Впрочем, надо отметить, что Иоганнес Брамс был щедрым человеком и не раз оказывал знакомым финансовую помощь.

Иоганнеса Брамса отличал и не самый опрятный внешний вид. Он носил старую одежду, предпочитая отдавать ее в починку, чем покупать новую. Композитор рано отрастил окладистую бороду и ходил по-стариковски: сгорбившись и заложив руки за спину. Он носил при себе шляпу, но почти не надевал ее. Наконец, его редко можно было увидеть без сигары во рту. Брамс жил весьма просто и питался в дешевых ресторанах, к которым привык в молодости. Единственной страстью композитора было коллекционирование редких музыкальных рукописей.

Иоганнес Брамс не любил почестей: композитору дважды предлагали звание почетного доктора наук Кембриджского университета и один раз — Университета Бреслау, но Брамс отказался присутствовать на церемониях.

Мастер симфоний

В 1876 году Брамс завершил работу над Первой симфонией, произведением, на создание которого ушло два десятка лет. Успех премьеры в Вене побудил композитора взяться за Вторую симфонию. Первая же симфония композитора и вовсе получила лестное прозвище «Десятая бетховенская» (Бетховен написал девять симфоний), однако музыковеды отмечают, что творчество двух композиторов все же имеет не так много общего.

Третий «Б» классической музыки: как Иоганнес Брамс заслужил свою репутацию
Памятник Брамсу в Вене
Источник:
Julie Edwards / Alamy via Legion Media

Вторая симфония была закончена уже в 1877 году. К тому времени Брамс нашел свой рабочий ритм — он посвящал сочинению музыки летние месяцы, проводя их на юге Австрии, в живописном местечке Пёрчах-ам-Вёртерзее. Именно там Брамс написал Вторую симфонию, Концерт для скрипки, восемь пьес для фортепиано и другие произведения. После 1880 года он стал выбираться на лето в австрийский курортный город Бад-Ишль, где сочинял фортепианные, камерные и хоровые произведения. Ближе к концу жизни он ездил в Висбаден (Германия) и Хофштеттен (Швейцария).

В 1883 году Брамс завершил Третью симфонию, а в 1885-м Четвертую, премьера которой состоялась осенью того же года в исполнении оркестра под управлением дирижера Ганс фон Бюлова, который был большим поклонником Брамса.

Третья симфония Иоганнеса Брамса

В 1890 году композитор объявил о намерении прекратить сочинение музыки, однако затем он написал еще несколько произведений для кларнета, находясь под впечатлением от игры кланетиста-виртуоза Рихарда Мюльфельда. В 1895 году на фестивале в Майнингене Брамса объявили одним из трех «Б» классической музыки: двумя другими были Бах и Бетховен. После смерти Клары Шуман в 1896 году, Брамс посвятил ее памяти вокальный цикл «Четыре строгих напева» (Vier ernste Gesänge), написанный на библейские тексты. Это было последнее произведение композитора, здоровье которого стремительно ухудшалось.

Последний представитель «сумерек романтизма»

В последние годы жизни Брамс, как ранее и его отец, страдал от рака печени. Он скончался 3 апреля 1897 года в своем доме в Вене. Там на почетном месте стоял бюст Бетховена, а над кроватью композитора висел портрет Баха. Третий «Б» воссоединился с двумя первыми.

Третий «Б» классической музыки: как Иоганнес Брамс заслужил свою репутацию
Иоганнес Брамс на смертном одре
Источник:
Photo 12 / Alamy via Legion Media

Наследием Иоганнеса Брамса стала не только его музыка, но и влияние, которое он оказал на ряд молодых композиторов. Например, Брамс покровительствовал Антонину Дворжаку, а его последователями в той или иной мере можно назвать Рихарда Штрауса, Белу Бартока, Антона Веберна, а также итальянского пианиста и композитора Ферруччо Бузони, посвятившего Брамсу шесть фортепианных этюдов.

Брамса можно назвать последним представителем музыкальной эпохи, которую музыковед и историк Гарольд Шонберг назвал «сумерками романтизма». Хотя дальнейшее развитие музыки и ее движение к экспериментальным формам XX века определила группа композиторов во главе с Листом и Вагнером, которой Иоганнес Брамс оппонировал, его произведения прошли проверку временем. Сегодня они исполняются столь часто, что конкуренцию в этом Брамсу, пожалуй, может составить только Бетховен.

«Учитывая, что величие приходит и уходит, наследие Брамса поразительно. Очевидно, ему было что сказать будущим поколениям», — заметил как-то Шонберг.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения