Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Три жизни сарафана: как «самый русский» предмет одежды уходил в прошлое и возвращался в гардеробы женщин

Краткая история сарафана от древности до коллекций современных домов моды

17 июня 2023Обсудить
Три жизни сарафана: как «самый русский» предмет одежды уходил в прошлое и возвращался в гардеробы женщин
Источник:
Коллаж: Александр Чатикян.

Историк моды, эксперт Академии дизайн-профессий Pentaschool Иван Шуринов рассказал Vokrugsveta.ru, какими были сарафаны на Руси и какую роль роль они сыграли в русской культуре.

Историк моды

эксперт Академии дизайн-профессий Pentaschool

Удивительно, но название этого «исконно русского» предмета одежды происходит от тюркского слова саранпа. Возможно, сарафаны были изобретены на Востоке, однако достоверных источников, которые подтвердили бы эту версию, нет.

Универсальный наряд

Подобные платья были широко распространены в Центральной, Северной и Восточной Европе. Так, национальная одежда польских крестьянок — это сарафан, напоминающий по крою платье-рубашку. А в странах Балтии женщины в прошлом носили сарафаны в мелкую клетку. В Германии же до сих пор девушки надевают на праздники национальный сарафан трэгеркляйд.

Схожую одежду можно встретить и у хорватов, и у болгар, и даже у испанцев с португальцами. Но действительно ли это сарафан в привычном для нас понимании?

Впервые упоминание сарафана встречается в Никоновской летописи 1376 года, но точное время его возникновения неизвестно. Однако, как и большинство предметов женского гардероба, например, юбка, сначала сарафан был одеждой мужчин.

Изначально такая одежда служила защитой от переохлаждения, пыли, грязи. Вплоть до XIV века мужчины носили своеобразные наряды, напоминающие гибрид кафтана и сарафана. И лишь в XVII веке сарафан начинает упоминаться только как женская одежда.

Три жизни сарафана: как «самый русский» предмет одежды уходил в прошлое и возвращался в гардеробы женщин
Источник:
Irina Kononova / Alamy

Пять видов сарафана

Для традиционного русского костюма, особенно для сарафана, характерны монументальные формы и объемы, которые подчеркивают самобытность каждого региона с помощью деталей и декора.

Всего можно выделить пять видов сарафанов.

  1. Туникообразный (глухой) — самый древний тип. Он не расстегивался, был очень скромным и носили его в основном старообрядцы в отдаленных поселениях.

  2. Косоклинный сарафан, который был широко распространен в центральных и северных русских землях. Как понятно из названия, шился он из клиньев. Иногда для особых случаев такие сарафаны шили со шлейфами — ярким примером тому служат шелковые сарафаны уральских казачек.

  3. Круглый сарафан, который получил широкое распространение в Московской губернии и был самым простым в изготовлении. Он представлял собой полотно, сшитое по шву и собранное на груди, куда же и пришивались лямки.

  4. Сарафан на кокетке. Модель была популярна на севере.

  5. Самый молодой тип сарафана — полуплатье. Его можно встретить в народных костюмах Беларуси, Украины и стран Балтии.

Материалы, из которых шили сарафаны, были самыми разными. Изначально для их пошива использовали шерсть или домотканые полотна изо льна и конопли. В богатых регионах, таких, как Новгородчина и Урал, праздничные сарафаны шили из иностранных шелков, и стоили они порой целое состояние.

Три жизни сарафана: как «самый русский» предмет одежды уходил в прошлое и возвращался в гардеробы женщин
Источник:
The History Collection / Alamy

Особое внимание уделяли отделке. В одних регионах было принято шить сарафаны распашными, украшать разрез контрастной парчовой тканью с жемчужными или золотыми пуговицами. В других регионах делали застежки-обманки из парчи, которую называли «княжеской лентой». Были города, где украшали сарафаны вышивками, в других же декором служили набойки.

Каждый элемент сарафана имел определенное значение. По качеству ткани можно было определить, где создавали то или иное полотно. Узоры рассказывали о верованиях и приметах. По фасону даже можно было определить, каким был быт хозяйки платья. Декоративная отделка позволяла узнать о доходе, уровне владения ремеслами.

Расцветка сарафанов была самой разнообразной: синей, голубой, оттенка фуксии, розовой, желтой, зеленой. Однако основными цветами были красный, белый и черный, но только потому, что их было проще изготовить.

С началом правления Петра Великого порядки в государстве изменились. Перекраивая жизнь огромной страны на новый лад, государь не забыл и про костюм — обязательным стало ношение европейского платья у господ и дворян. Носить традиционные русские сарафаны разрешалось лишь крестьянам.

Три жизни сарафана: как «самый русский» предмет одежды уходил в прошлое и возвращался в гардеробы женщин
Источник:
Polina Kobycheva / Alamy

Национальные тренды

В XIX веке с возникновением науки этнографии появились и ценители традиционного русского костюма. Одной из них была Наталья Шабельская. Она сохранила множество предметов женского гардероба, особенно сарафанов, которые хранятся сейчас в Российском этнографическом музее.

Но не только ученые и любители ценили народный гардероб. Екатерина Великая тоже любила народные костюмы и на регулярной основе устраивала балы в национальной русской одежде. Эту традицию продолжил Николай I — он даже издал указ, которым обязал придворных дам носить придворное парадное платье, созданное по образу и подобию традиционного сарафана. Не стоит забывать и о роскошном бале, который провел Николай II в 1903 году — все гости на нем были одеты в допетровские костюмы.

С приходом к власти большевиков из русского быта стали уходить многие вещи, связанные со старым режимом. Не стали исключением и сарафаны. Но отказ от традиционной одежды не был быстрым: лишь в 1950-х годах женщины окончательно перестали носить сарафаны, до этого времени они сохранялись в отдаленных регионах страны.

Три жизни сарафана: как «самый русский» предмет одежды уходил в прошлое и возвращался в гардеробы женщин
Источник:
Nikolay Vinokurov / Alamy

Модное этно

В современном мире мы можем видеть только переработанные варианты сарафанов. Однако разнообразие здесь огромно: и недорогие модели в магазинах масс-маркета, и необычные решения от дизайнеров на подиумах. Даже модные дома, такие, как Valentino, Gucci и Yves Saint-Laurent, иногда прибегают к славянскому этностилю в своих коллекциях. А все потому, что народный костюм всегда гармоничен и близок к культуре.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения