Начало XX века в архитектуре было временем торжества модерна. Именитые архитекторы соревновались в разработке самых изысканных и современных проектов особняков. Братья Бенуа пошли другим путем: вместо одного дома они выстроили целый комплекс (редкое на тот момент явление) и выбрали для своего творения стиль неоклассицизм.
Леонтий, Альберт и Юлий Бенуа развернули фасады своей постройки сразу на три улицы Петербурга: Кронверкскую, Большую Пушкарскую и Каменноостровский проспект. После завершения строительства Дом Бенуа стал самым большим жилым зданием в столице Российской империи.
Братья-творцы
Династия Бенуа сегодня известна, в первую очередь, благодаря художнику Александру Николаевичу Бенуа. Он был одним из основателей объединения «Мир искусства», писал картины с видами Петербурга, Парижа и других городов Европы, создавал театральные декорации. Двум из трех архитекторов Дома Бенуа Александр приходился родным братом.
Инициатором создания проекта жилого комплекса стал старший брат Александра Бенуа — Леонтий. В 1879 году он завершил обучение в Академии художеств. Вскоре Леонтий Бенуа получил свою первую профессиональную награду: выиграв конкурс проектов общежития Петербургского университета в 1880-м, он удостоился права воплотить свою идею в жизнь совместно с архитектором Робертом Гёдике.
В 1881 году он спроектировал часовню, воздвигнутую на месте покушения на Александра II. Впоследствии на набережной Екатерининского канала решено было построить храм, однако в конкурсе проектов будущего здания победу одержал не Леонтий Бенуа, а его коллега Альфред Парланд. Так был построен храм Спаса на Крови.
Кроме того, по проекту Леонтия Николаевича был построен западный корпус Михайловского дворца — он получил название «корпус Бенуа» и ныне является частью Русского музея.
Всего Леонтий Бенуа в одном только Петербурге возвел 40 построек. Помимо своей основной деятельности, Бенуа занимался преподавательством: одним из его учеников был Алексей Щусев, будущий корифей советской архитектуры и создатель Мавзолея Ленина.
Еще один (самый старший) брат Александра Бенуа по имени Альберт тоже учился в Академии художеств и занимался как живописью, так и архитектурой. С 1895 года он был хранителем Русского музея, а после Октябрьской революции стал заведовать Музеем прикладного искусства. В 1924 году Альберт Бенуа покинул СССР и был избран членом Парижской Академии изящных искусств. Приложил руку к созданию проекта жилого комплекса и Юлий Бенуа, приходившийся Александру, Леонтию и Альберту кузеном. Единственным архитектором дома не из семьи Бенуа стал Анатолий Гунст — ученик Леонтия Николаевича.
Лабиринты старого Петербурга
В 1910 году Первое Российское страховое общество приобрело большой участок на Петроградском острове и объявило архитектурный конкурс на проект доходного дома. Победу в нем присудили братьям Бенуа, а строительство комплекса, состоявшего из двух основных корпусов, началось в 1911-м и заняло в общей сложности три года. В готовом доме насчитывалось 250 квартир и 25 парадных, в каждой из которых было положено дежурить швейцару.
Жильцы дома могли пользоваться всеми техническими новшествами того времени: водопроводом и канализацией, электричеством и паровым отоплением, телефонами и каминами. В распоряжении домового хозяйства были мусоросжигательная печь и снеготаялка — наличие последней не помешало бы дворам и в современном Питере. Впервые появились здесь и «парковочные места» — каретные гаражи для автомобилей, которые в начале XX века были скорее роскошью, чем средством передвижения.
Современники сравнивали Дом Бенуа с городом внутри города. Оказавшись в одном из типичных дворов-колодцев, неопытный гость мог легко заблудиться и плутать, как в лабиринте, поэтому каждый двор получил свой номер, хотя заблудиться в них можно и в наши дни. Спустя десятки лет эти дворы стали съемочными площадками для нескольких фильмов и сериалов.
Читайте другие статьи нашего сериала «Истории необыкновенных домов»
«Построй мне дворец сразу во всех стилях. Денег у меня хватит», — сказал Арсений Морозов архитектору Виктору Мазырину. И тот построил.
В конце XIX века на улице Воздвиженке в Москве на глазах у чопорной московской элиты вырос необычный дворец… ЧИТАТЬ
4 доходных дома с историей. Насущный вопрос нашего времени: арендовать или покупать квартиру? Многие известные люди XIX века предпочитали снимать жилье в доходных домах. Некоторые из них были, как сказали бы теперь, «проблемными» арендаторами… ЧИТАТЬ
Удивительное здание в центре Москвы можно назвать главным памятником гению знаменитого архитектора Константина Мельникова. Похожий на башню и пчелиный улей, «дом будущего» идеально попал «в настроение» своего создателя — человека трудолюбивого, увлеченного, лишенного предрассудков в творчестве… ЧИТАТЬ
Классика жанра и уцелевшее семейное наследие
На въезде в парадный двор архитекторы решили установить колонны из красного гранита, который добывали и привозили специально с финского полуострова Гангут (современное название — Ханко). Тогда в Петербурге гангутский гранит был модным материалом: его также использовали для облицовки магазина Фаберже, отделки Литейного моста и украшения стен буддийского дацана.
Интерес братьев Бенуа к неоклассицизму угадывается во многих элементах постройки. Дом украшают лепнина, колоннады на крыше и под окнами, скульптуры античных богов. Не забыли братья увековечить и себя, разместив на уровне второго этажа майоликовые гербы семейства Бенуа.
После завершения строительства Леонтий Бенуа поселился в новом доме. Сейчас в его бывшей квартире работает музей, директором и экскурсоводом в котором трудится праправнучка архитектора Анастасия Мурзина. После революции роду Бенуа удалось частично сохранить эту квартиру за собой благодаря многочисленности семейства — новые власти не стали заселять в многокомнатное помещение чужих людей, поскольку его полностью заняли члены семьи Бенуа.
Дом со множеством лиц
На исходе существования Российской империи позволить себе купить или даже снять жилье в Доме Бенуа могли только состоятельные петербуржцы. В основном квартиры, насчитывавшие по 5-7 комнат, занимали государственные деятели и люди искусства: художники, композиторы, актеры. Например, в 1910-х здесь жил брат Антона Павловича Чехова Михаил. Он тоже был писателем, но находился в тени старшего брата. Вплоть до 1917 года Михаил Чехов издавал детский журнал «Золотое детство».
В советские годы жилье в Доме Бенуа частично стало коммунальным, а отдельные квартиры стали давать партийным деятелям, военачальникам представителям творческой интеллигенции за особые заслуги перед государством. С 1937 года в одной из квартир жил композитор Дмитрий Шостакович. Здесь он написал первые три части Седьмой симфонии перед отъездом в эвакуацию. Соседями Шостаковича был актеры Борис Бабочкин (звезда картины «Чапаев») и Николай Черкасов, ставший популярным после ролей Александра Невского и Ивана Грозного в исторических фильмах Сергея Эйзенштейна.
В наши дни на стенах Дома Бенуа увековечены несколько известных людей, которые здесь никогда не жили. Так называемая «Стена столетий», существующая с 2002 года, представляет собой проект художника Кирилла Миллера, который размещает на знаменитом доме барельефы с изображениями выдающихся деятелей культуры и науки в честь столетия со днях их рождения.
Здесь есть изображения академика Дмитрия Лихачева, писателя Даниила Хармса и художника Сальвадора Дали. Единственным жителем Дома Бенуа, скульптурный портрет которого оказался на «Стене столетий», стал Дмитрий Шостакович. Память о нем увековечена и на отдельной мемориальной доске.