Денис Горбылев в 2023 году в одиночку пересек на веслах Атлантический океан. Он стартовал в португальском Портимао и финишировал в городе Куру в крупнейшем заморском регионе Франции — Французской Гвиане. За 67 дней он преодолел около 3,7 тысяч миль.
Организовать экспедицию
Перед гребцом, собравшимся через океан, в первую очередь стоят трудности организационного характера. Это визовые вопросы, перелеты, перечисление денег в европейские страны. Дело в том, что большинство производителей оборудования находится в Европе и Великобритании, поэтому приходится искать варианты.
Надо учитывать и логистику, организацию доставки лодки к месту старта и обратно. Проще и быстрее организовать экспедицию, если лодка находится на хранении в Европе: все основные морские логистические хабы находятся там. В этом приходится рассчитывать на свои силы и на помощь друзей.
В моем случае мне помогал голландский шкипер и известный путешественник Ральф Туйн. Он взял на себя основную ношу по подготовке лодки к океанскому переходу. Даже аптечку я собирал с его помощью, многие лекарства невозможно получить без рецепта, а иногда они жизненно необходимы.
Дождаться погодного окна
Чтобы стартовать, необходимо дождаться, когда в месте старта и дальше по курсу установятся благоприятные погодные условия, будут дуть благоприятные ветра. Перед экспедицией нужно мониторить карты давления и ветров на специальных сайтах и ловить возможности.
Когда я отправлялся из Портимао, жизненная ситуация сложилась так, что пришлось стартовать одному — никаких провожающих на пирсе не было.
Дело в том, что погода внесла свои коррективы. Хотя друзья приезжали на старт, но потом уехали — у всех работа, свои дела. Сидеть и ждать со мной погодное окно неделю или месяц не каждый может себе позволить. Но я не расстраивался: одиночество перед стартом позволило мне лучше настроиться на переход психологически, осознать, что мне предстоит сделать и как.
Продумать план на все случаи
Многие думают, что это устроено так: вот ты стоишь на пирсе, и вот — смело отвязываешь лодку и идешь в океан, ни минуты не сомневаясь в своих силах. Но на деле все происходит иначе.
Внутренняя уверенность есть. Но ты постоянно думаешь о том, что сделано, что предстоит сделать, как пройдет первый день и первая ночь в океане. Что, если выйдет из строя опреснитель, электрика или навигация?
Одним словом, вырабатываешь план действий при возникновении экстремальной ситуации. Очень важно быстро и правильно среагировать на неё и принять единственно верное решение, ведь цена очень высокая — это твоя жизнь.
При этом голову надо сохранять максимально холодной, действовать расчетливо и уверенно, иногда на инстинктах. Ни в коем случае не поддаваться панике — это абсолютно точно путь в никуда.
Крайнее положение — не крайнее
В общем, в результате всех моих размышлений я пришел к решению: несмотря ни на что, я дойду до Южной Америки. Если вообще все сломается на лодке, то буду просто дрейфовать в сторону континента или Карибских островов, любое время, сколько понадобится.
Закончится еда — буду ловить рыбу, сломаются опреснители — буду собирать дождевую воду или давить сок из рыбы, как делал Ален Бомбар во время своего перехода через Атлантику на надувной лодке «Еретик». Его пример доказал, что в океане можно выжить без еды и воды!
Как и пример Стивена Кэллахена, который после затопления яхты в районе Канарских островов дрейфовал в спасательном плотике. Через 76 суток живым и здоровым течение принесло его к острову Мари-Галант.
Отвязать лодку
До сих пор у меня перед глазами появляется картинка, как стою на пирсе в Портимао и думаю, что сейчас надо отвязать лодку и идти в неизвестность. Потом отвязываю, прыгаю в лодку и начинаю грести в океан.
Удивительно, но когда ты наконец стартовал, наступает какое-то внутреннее спокойствие. Уже не нервничаешь из-за того, сможешь ли вообще приступить к осуществлению своей мечты. Всё — ты вышел, теперь дело за малым: просто дойти до финиша.
Не попасть под корабль
В первые несколько дней после старта основная проблема — это судовой трафик. При выходе из Портимао, который расположен на юге Португалии, приходится пересекать шиппинг лайн — судоходные линии, по которым корабли курсируют через Гибралтар в Средиземное море и обратно в Атлантику. С точки зрения движения это одна из самых загруженных точек на карте. Корабли идут один за одним.
Было и второе такое место на моем маршруте — это линия движения кораблей через Панамский канал.
Конечно, у меня постоянно включен транспондер — устройство, которое предает данные о параметрах судна и его движении. Но в океане могут быть разные случаи: современные корабли идут на автопилоте, экипажи небольшие, так что бдительность ослаблять нельзя.
Новогодняя встреча
Я стартовал 26 декабря, и получилось так, что в новогоднюю ночь я дрейфовал на якоре-парашюте обратно в сторону Португалии из-за встречного ветра. На меня выскочил японский супертанкер, скорость его была 19 узлов — это примерно 35 км/ч.
Ощущения те ещё: на тебя несется корабль размером с 10-этажный дом, ты его в течение получаса вызываешь по радио, оттуда не отвечают, а у тебя ни малейшей возможности маневрировать. Но всё обошлось, мы успешно разошлись. Так что первые поздравления и пожелания удачи в 2023 году я получил от японских моряков.
Надо сказать, что в новогоднюю ночь на открытом канале моряки поздравляли друг друга с Новым годом, а кто-то поставил ненадолго мелодию из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» — было приятно. Наверное, вахтенный был из России.
Сладить с оборудованием
В первые несколько дней у меня были проблемы с работой автопилота. Приходилось заниматься его проверкой и перенастройкой, и почему-то это происходило ночью. Спишь, а все равно слышишь, как он работает. И вдруг — тишина. Надо лезть в корму и разбираться. А что делать — вокруг никого нет. Это в команде, если ты отдыхаешь, то, как правило, проблемой занимаются те, кто на вахте.
Постепенно начинаешь очень хорошо чувствовать лодку, ее поведение, и уже автоматически корректируешь курс, если меняется ветер или направление волны.
Вовремя откачивать воду
Когда волна проходит через лодку, то палуба заполняется водой, лодка становится тяжелее. Это сразу чувствуется, даже когда спишь. Что делать? Автоматически включаешь и выключаешь помпу откачки воды, и уже по поведению лодки определяешь, сколько воды откачано. Можно даже не смотреть, если это происходит ночью.
У меня несколько раз были случаи, что после прохода больших волн через лодку осадка увеличивалась и борт лодки был вровень с уровнем воды. Но ничего, откачал воду и пошел дальше.
Стабилизировать лодку
На первом участке моего маршрута Португалия — Канары я использовал якорь-парашют. Он необходим для стабилизации лодки в шторм или для снижения дрейфа при встречном ветре. А то может выбросить на берег.
Очень важно уметь с ним управляться, ставить и поднимать, и главное — не потерять его в первые дни. До Канарских островов идти примерно 14 дней при хорошей погоде, а если погода плохая, то этот этап может растянуться и на месяц. При этом может случиться и шторм, и встречный ветер — тут без якоря-парашюта будет очень сложно.
После Канарского архипелага все намного проще: погода налаживается, ветер попутный. Я только один раз использовал ночью веревки, которые стабилизировали положение лодки: волны были под 4 метра и период между волнами был небольшой — 6 секунд.
Как против них могут помочь веревки? Очень просто. Эти тросы длиной 50-70 метров привязываются к лодке и выбрасываются за корму — получается, что длина лодки как бы увеличивается.
Не дать смыть себя волной
Довольно часто бывают и трагедии в океане, людей смывает за борт проходящей волной. Так было в одной команде, когда они шли через Аталантику. Ветер был под 30 узлов, но они продолжали грести. Ночью волна захлестнула лодку и смыла молодого парня за борт.
Ему кричали, его попытались искать, но все безрезультатно. Ночь, ветер, волны, видимость плохая. Команде прекратила переход, подала сигнал бедствия. Пришел корабль, команда поднялась на борт, лодку затопили в океане.
Риск при спасении
Спасательная операция — это тоже сложный процесс, риск очень велик. Размеры гребной лодки и торгового корабля несопоставимы. Плюс огромную роль играет погода, высота волны и ветер. Лодку бросает, как щепку, а ведь ее надо подтянуть к спущенному трапу, а гребцу нужно выбрать момент и перепрыгнуть на него.
В этом году французского гребца Гванеля Бретона (Gwenaёl Breton) сняли с лодки в Тихом океане. Он шел по северному маршруту. Из-за того, что на него надвигался циклон, шансов выжить не было. Он подал сигнал бедствия и был спасен.
В последнюю ночь в океане, уже на подходе к берегу Южной Америки, к Куру, волна перевернула мою лодку. Меня смыло за борт, лодка упала на меня сверху. Хорошо, что я был пристегнут страховкой к лодке. Это помогло мне — когда я вынырнул на поверхность, лодку не утащило далеко от меня. А вплавь было бы сложно ее догнать, практически невозможно из-за сильного ветра.
Соблюсти все критерии для регистрации результата
Внимание к мерам безопасности позволило мне завершить благополучно завершить переход. Если бы я потерял лодку и просто доплыл до берега, попытка была бы не засчитана.
Я забрался на лодку, осмотрелся, лодка была заполнена водой, откачал воду — хорошо, что электрическая помпа была не повреждена. Во время переворота было смыто 3 весла, еще одно сломалось на две части, когда я стал грести к берегу. Оставался один комплект, который я и стал использовать, но лодка была неуправляема. Поэтому я выбросил якорь за борт и стал тихонько дрейфовать в сторону берега.
Хорошо, что на побережье Куру нет скал, а только песок и глина. Ветер позволял мне спокойно дрейфовать, чтобы благополучно закончить переход. С утра, дождавшись прилива, я сделал несколько финальных гребков и коснулся лодкой другого континента. Всё — основное требование было выполнено, а переход благополучно завершен.