Первые вагоны ребенок считает вместе с родителями. А когда он становится взрослым, странная магия поездов никуда не уходит. Разве что теперь он может заняться более увлекательными вычислениями. «Вокруг света» представляет читателям подборку интересных фактов о поездах и железных дорогах.
Дорожная математика
Если поездка затянулась и стало скучно, можно заняться определением скорости движения поезда по стуку колес.
Для этого нужно подсчитать, сколько раз за одну минуту раздастся характерное «тук-тук».
Полученное число умножаем на 25 (это длина одного рельса в метрах) и делим на два (один и тот же стык проезжают сначала передние, а затем задние колесные пары вагона). Результат — расстояние, которое поезд проходит за одну минуту.
Теперь несложно перевести скорость в километры в час: умножаем полученный результат на 60 (минут) и делим на 1000 (метров).
1 500 000 километров. Примерно столько придется преодолеть, если задаться целью проехать по всем железным дорогам мира. Этот путь в 4 раза длиннее, чем расстояние до Луны.
89 миллиметров — на столько ширина колеи, принятая в России, больше европейской. Чтобы поезд мог продолжать движение по более узкой колее, раньше приходилось менять колесные тележки под вагонами. Теперь ширина колесных пар меняется автоматически прямо на ходу.
9288 километров проедет пассажир на поезде Москва — Владивосток. Это самый длинный беспересадочный маршрут в мире. Поезд пересекает границу Европы и Азии, 7 часовых поясов, 14 областей и 16 крупных рек.
0,00001 миллиметра — на столько удлиняется рельс при потеплении воздуха на один градус. Среднегодовая температура воздуха в Центральной России –6 °С. Средняя температура в июне +18 °С. Перепад температур составляет 24 градуса.
2,22912 километра — на столько увеличивается летом рельсовый путь Москва — Владивосток. При этом длина дороги, конечно, остается прежней. Ведь между рельсами существуют технологические зазоры, которые заполняют лишние миллиметры, возникающие при изменении температур.
5072 метра над уровнем моря — на такую высоту поднимается состав Цинхай-Тибетской железной дороги в Китае. В горах трудно дышать, поэтому в вагоны подкачивают кислород, а пассажирам раздают кислородные маски.
240 метров ниже уровня моря — самая низкая точка, на которую опускаются поезда в туннеле под проливом Цугару, соединяющем японские острова Хонсю и Хоккайдо. В стенах туннеля есть прозрачные панели, чтобы пассажиры могли любоваться подводным миром.
16 тонн с такой силой давит воздушный поток на человека, стоящего между встречными поездами. Этот вихрь способен затянуть под колеса поезда.
Материал опубликован в июне 2013, частично обновлен в июле 2024