Религиозные практики безбрачия с точки зрения эволюции являются тупиком — нет потомства, нет и развития. Антропологи решили выяснить, что заставляет людей по всему миру отказываться от продолжения рода. Новое исследование приводит неожиданные выводы о причинах появления целибата в буддийских монастырях Китая.
До недавних пор в тибетских семьях было принято отправлять одного из сыновей на пожизненное служение в ближайший монастырь. Поэтому монахом в Тибете становился примерно каждый седьмой мальчик. Ученые задумались: может ли у этого обычая быть чисто практическая цель?
Чтобы ответить на этот вопрос, антропологи изучили истории 530 семей, проживающих в 21 деревне в восточной части Тибетского нагорья в провинции Ганьсу западного Китая.
Ученые обнаружили: многие семьи, в которых есть монах, богаче. Поскольку монахи не имеют права владеть имуществом, то уход в монастырь одного из сыновей снимал вопрос конкуренции за наследство, передаваемое по мужской линии. Родительский дом обычно отходит первенцу, а поздних сыновей отправляли в монастырь.
Кроме того, мужчины, у которых был брат-монах, могли позволить себе иметь больше детей, чем мужчины, в семье которых духовных служителей не было.
Это намекает на то, что обет безбрачия мог сформироваться в результате естественного отбора.
Исследователи построили математическую модель эволюции безбрачия, в которой изучили, какие преимущества получают члены общины с точки зрения естественного отбора.
Если монахи остаются одинокими, это означает, что конкуренция между мужчинами за брак с женщинами снижается. Наличие в семье монаха делает мужчин конкурентоспособнее на «брачном рынке». Таким образом, родственник-аскет помогает своим братьям стать успешнее.
При этом мало кто решает уйти в монастырь самостоятельно, в зрелом возрасте — для общества нет ценности в таком «подвиге». Поэтому безбрачие имеет смысл только тогда, когда судьбу ребенка определяют родители.
Традиция с почестями отправлять мальчиков в монастырь или делать их изгоями, если они отказывались от своей роли, со временем стала частью культурной практики, сформированной родительскими интересами. Схожие мотивы, вероятно, двигали людьми в разных странах и при более жестоких поступках, таких как детоубийство.
Аналогичная схема объясняет, почему женщины, соблюдающие целомудрие, редки в патриархальных обществах, таких, как Тибет. Практика женского целибата была распространена в странах Европы, где, напротив, женщины были вынуждены конкурировать друг с другом и имели больше прав наследования.
Исследование