Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Тушь-плевательница и бритва вместо скальпеля: как в СССР возникла индустрия красоты

Существует стереотип, что советским женщинам не было дела до красоты — мол, трудовые мозоли на руках лучше безупречной кожи лица. Это не совсем так — представительницы прекрасного пола все же старались заботиться о себе

9 февраля 2023Обсудить

Советская индустрия красоты значительно уступала западной, но косметология и пластическая хирургия в СССР все-таки существовали и даже демонстрировали блестящие результаты, функционируя по принципу голь на выдумки хитра.

Тушь-плевательница и бритва вместо скальпеля: как в СССР возникла индустрия красоты
Московская парикмахерская, 1981 год
Источник:
roger tillberg / Alamy via Legion Media

По воле жены наркома

Заниматься преображением внешности по науке в России начали еще до революции. Так, Первый московский институт врачебной косметики был создан в 1909 году на базе кружка Общества врачей и химиков. В нем практиковались научные подходы к сохранению и улучшению природной красоты с использованием зарубежного опыта и оборудования. Когда Российская империя прекратила свое существование, о косметологии на время забыли.

Тушь-плевательница и бритва вместо скальпеля: как в СССР возникла индустрия красоты
Полина Жемчужина в 1930 году возглавила парфюмерную фабрику «Новая заря», а через два года стала управляющей трестом «ЖирКость», который, впрочем, чаще называли «ТЖ», а в итоге переименовали в Государственный трест высшей парфюмерии
Источник:
Associated Press, Public domain, via Wikimedia Commons

Есть версия, будто своим появлением советские «салоны красоты» обязаны жене наркома иностранных дел Вячеслава Молотова Полине Жемчужиной. Побывав во Франции, она увидела как парижанки ухаживают за лицом и волосами и решила, что наши женщины ничуть не хуже и заслуживают даже большего. В 1930 году в Москве открылся небольшой косметический кабинет, а через семь лет в СССР создали Институт косметики и гигиены, о котором написал популярный журнал «Огонек».

В статье отмечалось, что в приемной нового института можно встретить как «молодых красивых женщин, желающих стать еще красивее», так и ветеранов гражданской войны, пришедших избавиться от шрамов, и молодого рабочего, решившего разделаться с одолевшими его угрями, и начинающего лысеть молодого инженера, и военного, собирающегося сгладить здесь свои оспенные рябины».

Последнее, кстати, было весьма распространенной проблемой — следы перенесенной оспы «украшали» лица многих советских граждан, включая Иосифа Сталина. Говорят, вскоре после Великой Отечественной войны специалистам поступило указание создать метод устранения неровностей от оспы на лице. Такие методы нашлись, но Сталин ими не воспользовался.

Под нож ради продления молодости

В Институте косметики и гигиены были заложены основы советской пластической хирургии. Операции были экспериментальными, о чем пациентов честно предупреждали, а проводили их хирурги общей практики или челюстно-лицевые хирурги.

Во время Великой Отечественной было не до красоты, но именно на войне многие медики приобрели страшный, но неоценимый опыт, сшивая и даже реконструируя изуродованные ранениями лица. Самый известный хирург института, Александр Шмелёв, лишился на фронте ноги, но это не помешало его блестящей послевоенной карьере. Только ему доверяли свои лица известные артистки. Например, звезда советского кинематографа Любовь Орлова делала у Шмелева блефаропластику и круговую подтяжку.

Последняя роль Орловой в фильме «Скворец и лира» была откровенно неудачной — по сюжету ее героине было 30-40 лет, тогда как в реальности артистке уже стукнул 71 год. Но все-таки Орлова выглядела значительно моложе своих лет.

Тушь-плевательница и бритва вместо скальпеля: как в СССР возникла индустрия красоты
Кадр из фильма «Скворец и лира» (1974). Его не выпустили на экраны в СССР — по мнению критиков, зрители от этого ничего не потеряли
Источник:
«Фильмопад» / YouTube

Кстати, Шмелёв, который вел затворнический образ жизни, тоже снялся в «Скворце и лире», сыграв в эпизодической роли самого себя по протекции благодарной Орловой.

Талантливый хирург погиб в 1986 году при не до конца выясненных обстоятельствах, хотя официальная версия о смерти в результате бытовой травмы, вызванной неудачным падением, выглядит более убедительной, чем слух о причастности к делу советских спецслужб. Сторонники альтернативной версии считали, что Шмелёва «убрали», потому что он знал слишком много — среди его пациентов были не только кремлевские жены, но и разведчики. Например, именно Александр Шмелёв изменил до неузнаваемости лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана перед возвращением последнего на родину.

Работу советских пластических хирургов усложняло отсутствие хороших инструментов: у них не было ни тонких скальпелей, ни нужного при таких операциях шовного материала. Доходило до того, что врачи пользовались половинками бритвенных лезвий, а зашивали разрезы конским волосом, который обрабатывали особым образом. Но и с таким скудным набором хирургам удавалось творить настоящие чудеса — например, круговую подтяжку лица в СССР научились делать в три раза быстрее, чем за рубежом.

Услуги института были платными, но стоили сравнительно недорого на фоне средней советской зарплаты. Например, подтяжка лица стоила 7 рублей, а ринопластика — от 15 до 30 рублей. Но попасть на прием к светилам советской пластической хирургии было непросто — специалистов было мало, а очередь растягивалась на годы. Основную массу пациенток составляли артистки и представительницы номенклатуры, а также те, кому действительно требовалась эстетическая операция.

Тушь-плевательница и бритва вместо скальпеля: как в СССР возникла индустрия красоты
Среди тех, кто пользовался услугами советской пластической хирургии, была и министр культуры СССР Екатерина Фурцева
Источник:
The History Collection / Alamy via Legion Media

Интересный факт — оперировали тогда чаще всего под местным наркозом. Наверное, это было жутковато — видеть лезвие непосредственно около лица, а то и слышать похрустывание рассекаемых хрящей. Но примечательно, что отеков и припухлостей почти не было, и пациенток зачастую сразу отпускали домой. Швы снимали в среднем через неделю.

Вот ведь парадокс: пластическая хирургия пользовалась спросом, но все равно вызывала осуждение в обществе. И те, кто к ней прибег, не торопились рассказывать об этом. Звездные пациентки после вмешательства хирургов предпочитали затвориться в санатории и вернуться изрядно помолодевшими после «санитарно-курортного лечения».

В 1966 году Институт косметики и гигиены сменил название, превратившись в Московский научно-исследовательский институт косметологии. Появилось новое оборудование, стационар на 35 коек, больше стало практикующих хирургов, начали проводиться научные конференции. Однако отдельной специальностью пластическую хирургию в России признали только в 2009 году.

Красота своими силами

Тушь-плевательница и бритва вместо скальпеля: как в СССР возникла индустрия красоты
С конца 1950-х в СССР публиковались книги с советами по домашнему уходу за лицом — например, иллюстрированный труд «Косметический уход за кожей» профессора Картамышева и доктора Арнольда. Некоторые рекомендации из этой книги актуальны и по сей день

«Перекроить» себе лицо среднестатистическая советская женщина не могла, но некоторые косметологические процедуры были доступны жительницам крупных городов. При парикмахерских существовали импровизированные косметические кабинеты, где можно было сделать ручную чистку лица, массаж или маску, а кое-где и пройти омолаживающие физиопроцедуры.

Что же касается декоративной косметики, то ее выбор был невелик. Многие вспомнят единственную твердую тушь марки «Ленинградская». В коробочку плевали, потом терли черный брусочек щеточкой и наносили на ресницы — такая сцена, например, есть в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Ресницы от этой процедуры слипались в «паучьи лапки», их приходилось разделять иголкой.

Губных помад тоже было немного, от силы 3-4 марки, и стоила она недешево. Тюбик использовался до конца, остатки выковыривались спичкой, а пустой футляр можно было вымыть и использовать в качестве игольницы. Еще один лайфхак из тех же времен — наносить немного помады на скулы вместо румян.

Твердые косметические карандаши тоже нужно было смачивать слюной или водой. А когда оставался лишь короткий кончик, в ход также шла спичка, но уже заостренная — ее кончиком легко можно было собрать немного краски с грифеля и аккуратно подвести веко.

Тушь-плевательница и бритва вместо скальпеля: как в СССР возникла индустрия красоты
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Источник:
«Киноконцерн Мосфильм» / YouTube

В общем, косметология в Советском Союзе была и активно развивалась. Другой вопрос, что ее достижения были доступны сравнительно небольшому числу женщин, а в продаже было мало хороших средств для ухода за собой. Впрочем, эти обстоятельства успешно стимулировали изобретательность наших мам и бабушек, которые не без успеха применяли различные хитрости и домашние рецепты, чтобы поддерживать свою красоту.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения