Цифровое моделирование, воссоздавшее 36 мышц на каждой ноге Люси — представительницы вымерших австралопитеков афарских, показало, что эти далекие предки человека могли прямо стоять и ходить — совсем как мы. А не как шимпанзе, которые «крадутся» на полусогнутых. Научный сотрудник Института археологических исследований Макдональда при Кембриджском университете (Великобритания)
Люси — австралопитек, чьи относительно хорошо сохранившиеся останки нашли в Эфиопии в середине 1970-х. Находка стала прямым свидетельством эволюционного скачка от ардипитеков к австралопитекам. Как предполагают ученые, тогда гоминиды могли стать прямоходящими, хотя их мозг еще оставался маленьким, и происходило это задолго до того, как он развился до более крупных размеров.
Одновременно с этим у них появились примитивные каменные орудия, а большой палец на ногах перестал быть хватательным. По 40% скелета Люси удалось определить, что она была ростом около 105 см, весила 13-42 килограмма, а таз и конечности по строению и функциональности уже напоминали человеческие.
Новая работа Уайзман построена на современных методах компьютерного 3D-моделирования, которое позволило не только подтвердить догадки о прямохождении, но и дополнить теорию. Исследователь реконструировала мягкие ткани таза и ног, которые не сохранились в летописи окаменелостей. Для этого использовались примеры структуры костей человека и того, как мышцы крепятся и могут быть наслоены на скелет.
Согласно моделированию, ноги Люси по пропорциям жира и мышц больше напоминают ноги современных бонобо, они более мускулистые, чем у современных людей. В среднем у человека в бедре около 50% мышц, а у Люси — не менее 74%. На икрах и бедрах мышцы у австралопитека были гораздо объемнее, чем у нас. Также колени показали гораздо более широкий диапазон движений по оси сгибание-разгибание.
По выводам автора, 3,2 миллиона лет назад, когда жила Люси, австралопитеки могли выпрямлять коленные суставы, разгибать бедра и стоять прямо, как современный человек. Благодаря этому они, вероятно, успешно селились и жили как в лесах, так и в травянистых саваннах Восточной Африки. Уайзман отмечает, что такой двоякий тип передвижения — прямохождение и лазанье по деревьям — не характерен ни для одного из ныне живущих животных.
Ранее антропологи нашли в Африке захоронение, которое перевернуло представления о культуре прощания с усопшими у наших далеких предков.