Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

У истоков джаза, рок-н-ролла и рэпа: как африканская музыка колонизировала Запад

Культурная экспансия двигалась в противоположном направлении относительно географической

17 августа 2023Обсудить

Собираясь на модную вечеринку, где диджей играет R&B, или бронируя билет на джазовый концерт, мы вряд ли задумываемся, что корни этих и еще десятка других музыкальных жанров берут свое начало в Африке. Vokrugsveta.ru вместе с автором телеграм-канала «Деколонизируем музыку» Федором Журавлевым рассказывает, как вышло, что любимые многими песни следуют традициям Черного континента, и кто из современных рок-музыкантов добавляет африканский колорит в свои альбомы. 

У истоков джаза, рок-н-ролла и рэпа: как африканская музыка колонизировала Запад
Источник:
Zoonar GmbH RM via Legion Media

Рождение жанров

Африка повлияла на музыку остального мира прежде всего ритмически, через барабаны. Конечно, там есть огромное количество музыки, основанной на мелодиях, взять хотя бы гриотов, играющих на кóре (струнно-щипковый инструмент). Вот только ничего концептуально нового в них западный мир не увидел. Зато африканская манера исполнения на ударных и отношение к ритму перевернули и навсегда изменили восприятие музыки во всем мире.

В первую очередь взаимное проникновение музыкальных культур произошло там, куда завозили рабов — вдохновленные Африкой жанры расцвели в США, Южной и Центральной Америке. По сути, именно из африканских традиций родились блюз и джаз, больше всего повлиявшие на формирование «ландшафта» современной поп-музыки. Первый появился из спиричуэлсов — духовных песен афроамериканцев, пропитанных полиритмией и любовью к коллективной импровизации, характерных для африканской вокальной традиции. Но блюз не был бы блюзом и без «полевых песен» — кричалок, исполняемых рабами с определенной динамикой во время работ под открытым небом на юге Соединенных Штатов.

С джазом всё еще интереснее, поскольку у него есть конкретное место рождения — площадь Конго в Новом Орлеане. Это было единственное место, где разрешали собираться рабам для совместных развлечений. В своих музыкальных импровизациях они использовали флейты, калимбы, но главными инструментами были барабаны, задающие ритм. Из этого и произошел, пожалуй, ключевой элемент джаза, без которого он невозможен, — джазовый свинг.

У истоков джаза, рок-н-ролла и рэпа: как африканская музыка колонизировала Запад
Площадь Конго, Новый Орлеан
Источник:
Spatms, CC BY-SA 3.0 , via Wikimedia Commons

Ритм-секция из барабанов и баса в джазе тоже может импровизировать, но чаще их функция — давать четкий и упорядоченный ритм с характерным качающимся эффектом. Такой ритм характерен именно для афроамериканской музыки, конкретно в джазе он возникает из-за использования триолей (групп из трех нот одинаковой длительности). Бывает джаз без фортепиано, без тромбонов, без саксофонов. Но именно благодаря джазовому свингу, то есть ритмической раскачке, это всё равно джаз, а не рок, например.

Уже потом, в процессе развития идей джаза и блюза, появились буквально все важнейшие жанры. Сначала это был ритм-н-блюз, а потом из него напрямую или через несколько промежуточных звеньев родились рок-н-ролл, соул, фанк, диско. Так музыка родом из Африки, сформировала самые значимые жанры наших дней.

Ритм превыше всего

Тут нужно сделать отступление и объяснить, почему для черного континента так важен именно ритм, особенно барабанный. В Африке музыка была важной частью социальной, политической и религиозной жизни. Упомянутые профессиональные бродячие музыканты гриоты в своих песнях передавали легенды, сведения об истории и культуре. Аккомпанировать себе они могли на струнной коре, но всё же чаще повествование шло под барабаны джембе.

Несмотря на сложные ритмические рисунки в технике игры на барабанах, рассказывать под них истории всё равно было комфортно. Собственно, по такому же принципу появился и хип-хоп, когда на вечеринках диско и фанка впервые придумали зацикливать отрывки с голыми барабанами, под которые исполнитель наговаривал текст.

В Марокко в среде последователей суфизма (мистическое направление ислама) была популярна музыка гнауа, которая, как считалось и считается до сих пор, помогает изгонять злых духов из одержимых ими людей. Музыку в этом жанре исполняют долго, повторяя одни и те же паттерны много раз подряд. В ней используются в основном ударные инструменты кракебы, представляющие собой сдвоенные металлические ложки, и синтиры — традиционные трехструнные лютни.

Ритмический рисунок, который используют марокканские исполнители, предвосхитил джазовый свинг

Ямайский путь

Еще одними воротами для африканской музыки стали страны Центральной Америки и Карибского бассейна. Например, в Тринидаде и Тобаго, куда в XIX веке для работы на сахарных плантациях ссылали рабов, появился жанр калипсо. Для него характерна форма вопроса и ответа с участием хора и солиста, быстрое произнесение текста и полиритмия. Рэп-музыканты и джазовые исполнители XX века немало позаимствовали у калипсо.

Roaring Lion — один из самых известных исполнителей в жанре калипсо

Более существенное влияние на мировую культуру оказала музыка Ямайки, преимущественно ска, регги и даб. Эти жанры повлияли на панков и поп-певцов, а также на развитие электронной музыки. В 1962 году Ямайка получила независимость от Великобритании. Музыкальной индустрии молодой страны требовалась национальная самобытность. Американский ритм-н-блюз, популярный на острове с 1950-х годов, потихоньку мутировал в ска. Это произошло благодаря особенному ритму ямайских духовых и гитар, которые играли в слабую долю (то есть при ритме 1-2-3-4 акцент шел не на 1 и 3, а на 2 и 4).

Концептуальный сдвиг произошел благодаря песне Принса Бастера Oh Carolina. Для своего хита Бастер пригласил растафарианца Освальда Уильямса, выступающего за идею Африки как настоящей родины ямайцев, в которую нужно вернуться. В записи Oh Carolina Уильямс использовал барабанные техники бурру — группы изгоев, предками которых был африканский народ ашанти. Они играли на трио барабанов: большом бурру, маленькой фунде и барабане для соло кетте. До Oh Carolina уже были песни с африканской перкуссией, но эта стала настоящим хитом. А барабанное трио — неотъемлемой частью ямайской музыки.

Не забывай свои корни

Современные музыканты по-прежнему ищут вдохновение и особый колорит в музыкальных традициях Африки. Так, например, гитарист The Rolling Stones Брайан Джонс издал альбом Brian Jones Presents the Pipes of Pan at Joujouka. Он записал его с музыкантами из марокканской деревни Жажука. Сомалийско-канадский музыкант Knaan постоянно обращается к африканской музыке. Его песня Wavin' Flag стала гимном Чемпионата мира по футболу в 2010 году.

Фронтмен группы Blur и один из основателей Gorillaz Дэймон Албарн использует африканскую тематику в своем проекте Rocket Juice & the Moon. В этом его поддерживают гитарист Red Hot Chili Peppers Фли и легенда афробита, нигерийский барабанщик Тони Аллен.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения