15 лет назад айтишник из Лобни Иван Хафизов впервые обратил внимание на резной наличник на окне старого деревянного дома. Так началась история увлечения деревянной архитектурой, переросшего затем в призвание. О своих путешествиях и особенностях наличников, свойственных разным регионам России, Иван рассказал «Вокруг света».
Хобби с первого взгляда
Это было летом 2007 года. Находясь в командировке в Энгельсе, я обратил внимание на резной оконный наличник. Затем к нему добавился второй, третий… пятнадцатый. Всего из той командировки я привез около ста фотографий наличников.
Спустя неделю я был в Навашине (Нижегородская область), где увидел наличники 50-годов с элементами конструктивизма: на них были вырезаны гайки, болты, шестеренки. Оттуда я отправился в село Дедово, где нашел старинные наличники, выполненные в традиционном стиле.
На тот момент я работал в IT-сфере и не собирался уходить. Чтобы заниматься новым хобби, я договорился с руководством, что возьму на себя все командировки. Уезжая в разные города, я уделял время съемке наличников. Этот архив, охватывающий примерно 30 городов составил основу моей коллекции. В то время я запечатлел наличники Новосибирска, Омска, Красноярска, Воронежа.
В 2008 году я уволился из компании. Сначала зарабатывал фотографией, снимал свадьбы, но праздничных церемоний в моей жизни постепенно становилось все меньше, а наличников — больше, и я полностью погрузился в свой проект. Я методично искал общие и различные черты в окнах домов разных российских регионов, пытаясь прочитать их истории.
«Вымирающая» красота
Наличники привлекали меня прежде всего своей красотой. Я хотел показать, насколько непростой была работа резчика по дереву в XIX веке. У меня и в мыслях не было, что наличники могут куда-то исчезнуть. Приезжая в тот или иной город, я видел старинные домики, которые казались мне вечными. Ну куда им деться? В 2007 году я проехал по Рязани, сделав коллаж из 32 наличников. Спустя два года «в живых» остались только 15 из них. Это был первый звоночек.
Несколько лет назад я решил делать сборные модели наличников и взял за образцы шесть регионов: Московскую, Нижегородскую, Костромскую, Ярославскую, Тверскую области и республику Бурятию. Когда проект был готов, оказалось, что всего в двух областях еще можно встретить такие наличники. Угроза их «вымирания» стала для меня настоящим откровением.
Несколько лет назад Иван уже знакомил читателей «Вокруг света» с наличниками из разных российских городов.
География наличников
За время своих многочисленных экспедиций я понял, что предположения смотрящего на наличник человека о скрытом в резной оправе окна «сюжете» почти наверняка будут ошибочны. Так, недавно мне показали одно украшенное окно: с двумя лунами, палочкой и шестью звездами. О чем тут можно сказать? Да ни о чем особом. А оказалось, что это осмысление полета Юрия Гагарина. Вдохновленный его подвигом мастер трудился над этим окном в 1962 году.
Но у резных окон есть свои региональные особенности. Конечно, я имею в виду не самые простые наличники (прямоугольную рамку с ромбиком наверху, например), которые можно встретить и в Сибири, и в Поволжье, а более вычурные. Например, в Тверской области у наличников нижняя часть украшена богаче, чем верхняя. В Иркутске резьба на окнах более глухая, рельефная, наличники там со ставнями, а в Брянской области ставни складываются гармошкой.
Наличный рейтинг
За годы работы над своим проектом я посетил более 400 городов. Но это относительный подсчет. Приезжаю я, допустим, в Переславль-Залесский, нахожу там девять домов с наличниками — маловато будет. Еду в Кораблино (Владимирская область), а там ни одного дома с наличниками. Получается, в городе был, а предъявить нечего. В Курске два деревянных дома всего. Считать их или нет? А в Москве — три десятка. Но как-то странно считать город, в котором я и так живу. И все же даже 400 городов — это мало.
Если бы меня попросили составить рейтинг городов с самыми интересными наличниками, я бы назвал: Злынку (Брянская область), Козьмодемьянск (Марий Эл), Томск, Иркутск и Улан-Удэ (Бурятия).
В Злынке и соседнем Новозыбкове можно увидеть пример купеческой резьбы. Ее авторы — не профессиональные резчики, а местные каменщики, работавшие на подряде. Сейчас в этих городах можно увидеть около 20 сохранившихся домов, украшенных 18-ярусной резьбой.
В XIX веке резчики из Козьмодемьянска украшали глухой резьбой суда, ходившие по Волге. К сожалению, корабли не сохранились. А вот на купеческие дома, украшенные похожими орнаментами, в Козьмодемьянске и соседнем Васильсурске (до него удобнее всего добираться на пароме) еще можно посмотреть.
Умелых резчиков из Томска и Иркутска отправляли учиться в Санкт-Петербург и в Европу. Поэтому их глухая резьба опиралась на каноны классической архитектуры.
В Бурятии сегодня можно наблюдать поразительное смешение стилей. Чтобы лучше ознакомиться с местными наличниками, я бы посоветовал посетить не только Улан-Удэ, но и одно из староверческих сел: Тарбагатай или Десятниково. Староверы-переселенцы строили и украшали свои дома так же, как это делали их деды и прадеды, жившие на территории Польши, откуда их переселили в Бурятию.
Наличники с историей
Мой фотопроект доступен на сайте «
Оказалось, что в свой дом она переехала в 1938 году, арендовав его у какой-то балерины, уехавшей в Ленинград. До 1942 года она исправно отправляла хозяйке плату, но в блокаду переводы начали приходить обратно. Так она и прожила в этом доме долгие годы, не успев расплатиться с его владелицей.
Эта и другие собранные мной истории вошли в книгу «Резные наличники, Центральный округ». Вторую книгу я планирую посвятить Поволжью. Также я делаю календари, открытки, плакаты и раскраски для детей. Все с наличниками и про наличники.
В последнее время мне кажется, что интерес к резному убранству на окнах возрождается. Делать наличники в современных домах или нет — это, конечно, личное дело каждого. Но с каждым годом этой культурой интересуется все больше людей. Особенно тех, кто покупает себе частные дома.
Пандемия только усилила этот процесс: в прошлом году с предложением сделать наличники ко мне обратились около 500 человек. Я даже сделал список контактов знакомых резчиков, чтобы делиться с потенциальными клиентами, желающими украсить окна своих домов деревянным кружевом.
Фото: Иван Хафизов