Пока представители турбизнеса уверяют, что крушение двух танкеров в Керченском проливе 15 декабря 2024 года никак не повлияет на будущий курортный сезон, у людей, которые бросились на помощь птицам и животным, голова болит совсем о другом. Разгребая последствия экологической катастрофы, они своими глазами видят, к чему она привела и как обстоят дела на побережье. И радостных новостей у них все меньше и меньше.
Одна из таких добровольцев — Эльмира Волосатова, которая пару лет назад переехала из Свердловской области в Краснодар. Когда случилась катастрофа, она не раздумывая записалась в добровольцы и теперь помогает спасти побережье, дельфинов и птиц. Нашим коллегам из издания E1.RU она рассказала, что первое чувство, которое она испытала при увиденном, — страх.
«У меня текли слезы, голова болела, я не могла понять, то ли от токсичных запахов этого мазута, то ли от слез, — рассказала Эльмира. — Ехала я в первую очередь помогать животным и птицам, потому что болит душа за них. Много птиц погибло, но большое количество спасли волонтеры».
Для спасения птиц на базе законсервированных на зиму отелей основали пункты передержки. В одних птиц отмывают от нефти, в других выхаживают. Но в целом, по словам волонтера, выглядит все так, как будто «наступил конец света».
«Пляж — большое леопардовое поле. Мазут в примеси с песком. Ты наступаешь и проваливаешься, — говорит Эльмира. — Самое страшное, что мы сняли слой мазута и песка, думая, что мы молодцы. Но кто-то копнул ниже, а там спустя десять сантиметров песка еще мазут. Это нескончаемо. Песок весь заражен, пропитан этим едким запахом».
Переехав в Краснодар, женщина несколько раз в году начала ездить на пляж, который сейчас оказался пропитан мазутом. И теперь Эльмира не рискнет прогуляться здесь босиком — только в сапогах и защитном костюме. А еще недавно чистое и красивое море «выглядит страшно» — там «не медузы плавают, которых ты всегда боялась, а ошметки мазута».
«За техникой безопасности на месте никто не следит. Ты приезжаешь и сам за себя отвечаешь, — утверждает женщина. — Мы взяли рекомендации врача, которые выдают волонтерам, что нужно пить полисорб и другие таблетки, но головные боли все равно были».
Мешки, в которые волонтеры собирают мазут, плотно завязывают и фиксируют, но техника, по словам Эльмиры, не успевает — для оперативного вывоза ее просто не хватает.
«Тысячи мешков с мазутом лежат на берегу, их уносит в море, и там это снова все разливается», — сетует волонтер.
Сейчас Эльмира верит, что только единство и желание помогать выручат ее и товарищей в такой сложной ситуации. Но отдыхать здесь с детьми она точно не будет в ближайшие два-три года — «настолько в воздухе держится этот запах мазута», призналась краснодарка.
«Это просто экологический апокалипсис», — подытоживала Эльмира.
Тем временем в разных местах берега нашли уже 19 дельфинов, которые, скорее всего, умерли от интоксикации.