У Марса был древний спутник, который сформировал планету и таинственно исчез. Как об этом узнали?

Рельеф Марса подсказал астроному, что Фобосом и Деймосом дело не ограничивалось

17 сентября 2024Обсудить

Изображение сгенерировано с помощью нейросети и носит иллюстративный характер.

Midjourney

Третий спутник Марса: что о нем известно и как его назвали

Новое исследование предполагает, что высокие горы, экстремальные ландшафты и эллипсоидную форму Красной планеты сформировал таинственно исчезнувший спутник. Американский астроном русского происхождения Майкл Эфроимски (Михаил Эфроимский) из Военно-морской обсерватории США выдвинул новую гипотезу о существовании у Марса третьего спутника на заре его истории.

Нерио — третью луну называют в честь древнеримской богини, жены бога войны Марса — могла бы объяснить, как на поверхности Марса появились одни из самых странных и рекордных геологических местностей в Солнечной системе. Для этого спутник должен был намного превышать размеры Фобоса и Деймоса, чтобы вызвать такие геологические изменения.

Как называется форма Марса

Форма Марса отличается от других планет нашей системы — он представляет собой ассиметричный эллипсоид, вытянутый вдоль трех взаимно перпендикулярных осей. Кроме этого, на нем располагаются самое большое вулканическое нагорье с самой высокой горой и самой крупной впадиной Фарсида площадью около 30 млн км2 и перепадом высот в десять километров. А на противоположной стороне еще одно удивительное место и высокогорный регион — Земля Сабейская (Терра Сабея) с огромным щитовым вулканом.

Почему Марс — не идеальный шар

В новом исследовании Эфроимский рассчитал и обосновал возможность того, что если у совсем юного Марса был массивный спутник, то он синхронизировал вращение планеты, придав ей ту самую асимметрию по трем осям. А позже ее усилили бы геологические процессы.

<p>Майкл Эфроимски</p>

«Оказывается, спутник массой менее 1/3 Луны был способен создать достаточную начальную триаксиальность. [При этом] асимметрия начальной приливной формы экватора зависит от времени: изначальная асимметрия намного сильнее, если „синхронная луна“ появляется уже на стадии магмы-океана».

Как поясняет ученый, «весомый» Нерио действием своей гравитации вызывал бы такие же приливы на Марсе, как Луна на Земле. Только в нашем случае эти приливы действуют на океаны воды, а на молодой Красной планете это были океаны магмы. Учитывая, что Марс меньше Земли, он остывал в разы быстрее. Поэтому поднятые приливными силами массы застывали в таких формах, превращаясь в возвышенности, горы и пики. Так Марс приобрел свой экстремальный ландшафт.

Куда исчез ранний спутник Марса

Согласно гипотезе, со временем Нерио каким-то образом исчезла: это могло быть столкновение, которое раскололо бы спутник на более мелкие Фобос, Деймос и безымянные обломки. Либо Нерио был вытянут гравитацией какого-то другого крупного небесного тела и рассеян где-то за пределами Солнечной системы. По словам ученых, таких масштабных событий в ранней системе было очень много.

Автор признает, что пока это всего лишь гипотеза с расчетами, в которой остается много неизвестных. Кроме того, что прямых доказательств существования Нерио пока нет, его разрушение, например, должно было бы оставить следы на Марсе в виде цепочки кратеров от обломков вдоль бывшей орбиты спутника. Однако они могли просто не сохраниться до нашего времени, будучи стерты другими ударными событиями и геологической активностью. Поэтому астроном призвал своих коллег по всему миру подумать, можно ли научными методами найти доказательства существования исчезнувшей луны Марса.

Как марсианский Олимп оказался не только высочайшей горой Солнечной системы, но и островом, читайте здесь.