Запланированный в ночь на 13 марта запуск пилотируемого корабля Crew Dragon C210 Endurance компании SpaceX с новыми членами экипажа Международной космической станции (МКС) был отменен по техническим причинам.
Пуск ракеты-носителя Falcon 9 с Crew Dragon должен был состояться в 2 часа 48 минут по Москве со стартовой площадки LC-39A, расположенной в Космическом центре имени Джона Кеннеди (штат Флорида), однако примерно за 40 минут до намеченного времени было объявлено об отмене старта из-за проблем с гидравликой транспортера, с помощью которого ракета Falcon 9 доставляется на стартовый комплекс и устанавливается в вертикальное положение. Через несколько часов стало известно о переносе пуска на двое суток — следующая попытка отправить корабль на МКС состоится в ночь на 15 марта по московскому времени.
На C210 Endurance на МКС должны отправиться астронавты NASA Николь Айерс и Энн Макклейн, астронавт Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) Такуя Ониши и космонавт Роскосмоса Кирилл Песков. Вскоре после их прибытия на станцию МКС на другом корабле Crew Dragon (C212 Freedom) покинут члены миссии Crew-9 астронавт NASA Ник Хейг и российский космонавт Александр Горбунов. Вместе с ними с МКС улетят «застрявшие» в космосе астронавты NASA Сунита Уильямс и Барри Уилмор, которые провели на орбите уже почти 9,5 месяца вместо запланированных 8 дней. Впрочем, до рекорда пребывания на МКС в более чем год, установленного в 2024-м российскими космонавтами, им еще далеко.
На станции сейчас также находятся 69-летний астронавт NASA Дональд Петтит и российские космонавты Алексей Овчинин и Иван Вагнер. Они прилетели на МКС на корабле «Союз МС-26» в сентябре 2024 года и покинут ее на нем же в середине апреля, после прибытия «Союза МС-27» с космонавтами Сергеем Рыжиковым и Алексеем Зубрицким и астронавтом Джонатаном Кимом.
Как два астронавта «застряли» на МКС и как готовился план их «спасения»
Напомним, 58-летняя Уильямс и 61-летний Уилмор прилетели на МКС в июне 2024 года на корабле Boeing Starliner в рамках испытательной миссии (с тех пор оба стали на год старше, отметив на орбите дни рождения). Предполагалось, что опытные астронавты проведут на станции всего несколько дней и улетят на том же корабле, но из-за возникших в полете неполадок с двигателями ориентации Starliner в сентябре отправили на Землю без экипажа — в итоге он долетел без серьезных нареканий.
После этого Уильямс и Уилмора официально включили в состав постоянного экипажа МКС — 22 сентября 2024-го Сунита Уильямс стала командиром 72-й экспедиции на МКС (7 марта 2025-го она символически передала управление станцией Алексею Овчинину). По официальным данным и по сообщениям источников американских СМИ, оба астронавта не испытывали проблем в связи с затянувшимся пребыванием на МКС, так что слово «застряли» применительно к их положению на станции можно использовать только в кавычках. 30 января они совершили совместный выход за борт МКС, по итогам которого Сунита Уильямс установила новый рекорд по времени совокупного пребывания в открытом космосе среди женщин.
После отказа от идеи возвращения астронавтов на Starliner было решено, что Уилмор и Уильямс полетят на Землю на «эвакуационном» корабле Crew Dragon C212 Freedom, который прибыл на станцию полупустым в сентябре 2024-го в рамках миссии Crew-9. Из-за необходимости освободить два места для «застрявшего» экипажа Starliner на нем прилетели только Ник Хейг и Александр Горбунов — изначально включенные в состав миссии Crew-9 американские астронавты Зена Кардман и Стефани Уилсон остались на Земле.
Первоначально возвращение Crew Dragon C212 было запланировано на конец февраля 2025 года, но в декабре 2024-го его перенесли примерно на месяц. Задержка была связана с тем, что для миссии Crew-10 предполагалось использовать новый корабль Crew Dragon с серийным номером C213, однако на финальной стадии сборки с ним возникли технические неполадки, которые вынудили NASA и создавшую Crew Dragon компанию SpaceX отложить старт.
Оперативно решить проблемы с кораблем не удалось, что грозило очередным переносом как старта миссии Crew-10, так и возвращения миссии Crew-9. К тому же, в ситуацию вмешался президент США Дональд Трамп, который потребовал как можно скорее вернуть Уилмора и Уильямс на Землю. Глава SpaceX и ближайший соратник Трампа Илон Маск пообещал выполнить это указание, вероятно понимая, что теперь процесс затягивается уже по вине самой SpaceX.
В итоге в NASA и SpaceX решили отправить на МКС корабль Crew Dragon C210 Endurance, который уже доставлял на станцию новые экипажи и возвращал их на землю в рамках миссий Crew-3, Crew-5 и Crew-7.
Замена корабля может сказаться на сроках намеченной сейчас на май «туристической» миссии к МКС Axiom-4, для которой готовился Crew Dragon С210 Endurance. Теперь его в этом полете заменят на пока что безымянный корабль С213.
Что случилось с кораблем Starliner в первом пилотируемом полете
Starliner, запущенный к МКС 5 июня 2024 года после целой череды задержек, не без сложностей пристыковался к ней днем позже. Изначально возвращение Starliner на Землю было запланировано на 14 июня, но затем срок пребывания Уилмора и Уильямс на орбите продлили на 4 дня, потом — до 22 и 25 июня, после чего еще минимум на неделю, а в конце июня — на неопределенный срок.
Задержки тогда в основном объяснялись тем, что специалистам NASA и Boeing требовалось время, чтобы убедиться в полной готовности корабля к обратному полету с учетом обнаруженных ранее утечек гелия в топливной системе двигателей ориентации корабля и проблем с пятью из этих двигателей, которые возникли во время стыковки Starliner с МКС. Затем стало известно, что инженеры намерены провести серию экспериментов на полигоне в штате Нью-Мексико, чтобы разобраться в причинах возникших неполадок.
Испытания, проведенные на Земле и орбите, показали, что 27 из 28 двигателей ориентации корабля работают исправно, однако, несмотря на все усилия, специалистам так и не удалось установить, почему у Starliner возникли проблемы в полете. Согласно основной версии, слабым звеном оказались уплотнительные кольца из тефлона, установленные на клапанах баллона с гелием, использующегося для наддува топливной системы. Предположительно, нагрев соседних двигателей деформирует уплотнительные кольца, которые теряют герметичность, но в земных условиях воспроизвести эту ситуацию не удалось.
Представители Boeing полагали, что корабль все же может вернуться на Землю с экипажем без значительного риска для астронавтов, но руководство NASA приняло решение не рисковать жизнями астронавтов и оставить их на станции.
История проекта Starliner
Корпорация Boeing разрабатывает корабль Starliner по программе NASA Commercial Crew Program. В 2014-м одновременно с ней контракт на создание корабля, способного доставлять астронавтов на МКС наравне с российскими «Союзами» (с 2011-го, когда была прекращена эксплуатация шаттлов, у США не было своих пилотируемых космических кораблей), получила и компания SpaceX Илона Маска.
Многим казалось, что инженеры Boeing опередят неопытных конкурентов, но в итоге корабль SpaceX Crew Dragon слетал на орбиту в автоматическом режиме в марте 2019 года, а в мае 2020-го пристыковался к МКС, имея на борту двух астронавтов (в такой же тестовый полет в июне отправился Starliner). С тех пор корабли SpaceX совершили девять регулярных миссий по доставке на станцию новых экипажей и пять полетов с космическими туристами и непрофессиональными астронавтами. При этом условно «туристическая» миссия Polaris Dawn в сентябре 2024 года ознаменовалась первым в истории частной космонавтики выходом в открытый космос.
Судьба проекта Starliner пока складывается куда менее успешно. Первый запуск корабля к МКС в беспилотном режиме состоялся в декабре 2019 года, но из-за сбоя в работе бортового компьютера Starliner вышел на неправильную орбиту и потратил на ее корректировку слишком много топлива, поэтому его полет к МКС пришлось отменить. Несмотря на еще один сбой, Starliner тогда смог вернуться на Землю в целости.
Повторный запуск Starliner к МКС без экипажа на борту состоялся только в мае 2022 года. Тогда корабль смог достичь станции, пристыковаться к ней и вернуться на Землю. Впрочем, у NASA нашлись замечания к работе отдельных систем Starliner, на устранение которых инженеры Boeing потратили почти два года. В свете неудачного полета с экипажем будущее этого проекта, который обернулся для концерна убытками в сотни миллионов долларов, выглядит по меньшей мере туманным.