Исследование ученых из Тель-Авивского и Калифорнийского университетов показало, что смайлы (эмотиконы) не стоит использовать тем, кто хочет продемонстрировать власть, влиятельность или авторитет. Этот же эффект распространяется на логотипы компаний, фотографии и принты на одежде.
Авторы изучили реакцию нескольких сотен американцев на словесные и графические сообщения в разных контекстах.
В первом случае в офисе одной из компаний клиентов встречали сотрудники в разной форме. У одних на одежде была надпись, у других — главный символ фирмы, цветка лотоса. Респонденты посчитали, что люди с текстом обладают большей властью и, вероятно, занимают руководящие должности.
Другой эксперимент провели в интернете. Добровольцам предложили определить, кто будет представлять их в онлайн-соревновании с конкурентами. У первого участника профиль в Zoom был заполнен эмотиконами, а у второго — текстом. В выборе между графическим и вербальным вариантами победил второй.
Затем превосходство текста над картинкой проверили в бытовой среде. В супермаркете покупателям предложили оценить статус двух людей.
Более солидным назвали того, у кого на футболке было написано название известной фирмы. Другой участник оказался менее авторитетным в глазах незнакомцев, хотя на его одежде красовался логотип той же компании.
Использование смайлов и изображений сигнализирует о стремлении к социальной близости, рассуждают ученые. При этом известно, что влиятельные люди в меньшей степени хотели бы сокращать дистанцию. А значит, попытки сблизиться с помощью графических сообщений могут показывать, что вы обладаете меньшим весом.