Исследователи из Центра молекулярной медицины имени Макса Дельбрюка (Германия) обнаружили, что белок PIEZO2, связанный с осязанием, имеет и другую функцию — служит важнейшим посредником в появлении и поддержании хронических болей. Некоторые мутации в нем приводят к тому, что болевые рецепторы становятся гиперчувствительными и реагируют даже на легкое прикосновение. Результаты исследования,
Предыдущие исследования показывали значительную связь между хронической болью и повышенной чувствительностью ноцицепторов (болевых рецепторов). Также было известно, что белок PIEZO2 образует ионный канал в сенсорных рецепторах человека, который необходим для нормального восприятия прикосновений (отвечает за передачу осязания в мозг). И мутации в гене PIEZO2, усиливающие его функцию, могут приводить к сложным нарушениям развития. Однако, до сих пор не было изучено, могут ли эти мутации быть связаны с механической гиперчувствительностью.
Авторы нового исследования обнаружили, что у мышей разные версии мутаций «усиление функции» в гене PIEZO2 приводили к сенсибилизации (повышению чувствительности) сенсорных рецепторов. Кроме того, под их действием ноцицепторы стали гораздо более чувствительны к механическим раздражителям. Эти нервные окончания стали откликаться не только на болезненные стимулы, как раньше, но и на обычные легкие прикосновения.
«В норме, чтобы активировать ноцицепторы, вам нужно сильно давить и повреждать кожу. Но у трансгенных мышей они были активированы уровнями механической силы, которые обычно воспринимаются как прикосновение. Они были невероятно чувствительны», — объясняет Оскар Санчеса-Карранса из Лаборатории молекулярной физиологии соматических ощущений Центра Макса Дельбрюка.
По словам команды, особенно удивило, что достаточно оказалось лишь одной мутации в PIEZO2, чтобы физиология этих нейронов изменилась. Еще одним открытием стало то, что, когда раздражение прекращалось, болевые рецепторы оставались активны.
Из клинических исследований известно, что у пациентов с хроническими болями в результате фибромиалгии, невропатии тонких волокон и других заболеваний, ноцицепторы гиперактивны даже когда механического раздражителя нет. Но механизм синдрома был неясен. В новом исследовании замена только одной аминокислоты в PIEZO2 имитировала то, что происходит в рецепторах этих людей, инициирующих боль.
По выводам команды, именно PIEZO2 может быть вовлечен в подобные патологии у людей. Открытие впервые предлагает новую терапевтическую мишень, чтобы воздействовать на корень этой проблемы. И объясняет, почему сегодняшние анальгетики, нацеленные на натриевые каналы, имеют лишь ограниченное действие. Новые препараты могли бы влиять на механизм открытия PIEZO2-каналов и устранять первопричину повышения чувствительности болевых рецепторов. Для подтверждения результатов потребуются клинические испытания.