Специалисты Школы бизнеса Аделаидского университета (Австралия) проанализировали данные более 11 тысяч человек из научных работ коллег за последние 40 лет, и доказали существование эффекта безналичной оплаты. Его суть в том, что мы тратим больше, когда расплачиваемся картой или другими безналичными способами по сравнению с наличными деньгами.
Другими словами, при использовании наличных денег люди физически пересчитывают и передают банкноты и монеты, что делает процесс траты более заметным. Если физически ничего не передавать, легко потерять представление о том, сколько потрачено
Однако ученые заметили интересный нюанс: эффект не срабатывал в ситуациях просоциального поведения – приносящего пользу другим людям и обществу. Результаты исследования опубликованы в Журнале розничной торговли.
Метаанализ показал, что безналичные расчеты действительно приводят к увеличению расходов. Эффект усиливается в ситуациях демонстративного потребления — когда покупка символизирует статус. Например, приобретая ювелирные изделия покупатель с наличкой выберет менее дорогую вещь или будет дольше сомневаться, а обладатель карты охотнее и легче расстанется с большей суммой.
Но в ситуациях, когда требуется сделать финансовое пожертвование или оставить чаевые (просоциальное поведение), эффект безналичных расчетов не наблюдается. Люди тратят в этих случаях примерно одинаковые суммы вне зависимости от того, наличкой или картой они расплачивались.
Ученые рекомендуют по возможности носить с собой наличные вместо карт — в качестве метода самоконтроля. Это позволит не тратить больше, чем вы планировали.
Авторы отмечают, что пока мы учимся принимать более обоснованные решения о покупках по картам, в нашу жизнь постепенно входят новые безналичные способы оплаты. Такие как сервисы «купи сейчас — оплати потом/при получении» и т.п., платежи в криптовалюте и другие, которые станут новыми вызовами и тоже потребуют исследований и адаптации.