Недостаток сна является обычным явлением среди детей и подростков. Особенно эта проблема становится актуальна в подростковом возрасте, когда поздний отход ко сну входит в привычку, а раннее пробуждение перед уроками остается необходимым. В результате возникает недосып, который отражается и на общем самочувствии, и на концентрации внимания и памяти. Результаты исследования опубликованы в журнале SLEEP.
Исследователи из США два года наблюдали за 28 000 учеников начальной, средней и старшей школы с помощью анкет, которые заполняли они сами или их родители. Главным образом ученых интересовали время отхода ко сну и время пробуждения в будни и выходные. Также задавались вопросы о качестве сна ночью и дневной сонливости.
Все школьники участвовали в эксперименте, который был связан с изменением времени начала занятий. Так, учащиеся младших классов стали приходить на занятия на час раньше своих сверстников. Ученики средней школы начинали учиться на 40–60 минут позже, чем ученики начальных классов. Уроки старшеклассников начинались на 70 минут позже, чем в начальных классах.
Как оказалось, такой режим существеннее всего отразился на старшеклассниках, которые стали лучше высыпаться. Благодаря более позднему началу занятий они получили 3,8 дополнительных часа сна в неделю. Как минимум каждый десятый старшеклассник сообщал об улучшении качества сна, а каждый пятый — о меньшей дневной сонливости. При этом в выходные дни школьники стали вставать чуть раньше обычного, не пытаясь наверстать упущенные за неделю часы сна. Учащиеся средней школы получили дополнительно 2,4 часа сна в неделю.
Использованы материалы: Eurekalert!