Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ученые в сомнениях: нужно ли «узаконить» спорный вариант постановки знаков препинания?

Лингвисты задумались, есть ли ошибка там, где многие ее не видят

10 августа 2022Обсудить
Ученые в сомнениях: нужно ли «узаконить» спорный вариант постановки знаков препинания?
Источник:
VPales / Alamy

Лингвисты ТюмГУ проанализировали случаи «самовольной» пунктуации при оформлении вводных слов и сочетаний. Строго говоря, такие знаки можно счесть ошибками. Так, постановка тире и двоеточия после вводного слова — нарушение правил пунктуации. Например, учитель вправе указать школьнику на ошибку, если он напишет в тетради следующее: «А ведь действительно: мужчин в России воспитывают женщины!»

Однако многие современные авторы регулярно ставят тире или двоеточие, нарушая это правило. Поэтому лингвисты задумались: не признать ли такое употребление нормой?

Сибирские филологи рассмотрели около 2000 примеров употребления 28 вводных слов в Национальном корпусе русского языка (НКРЯ).

Выяснилось, что вполне обычная практика — оформлять вводные слова и тире, и двоеточием. Несмотря на то, что знаки не регламентированы, корректоры посчитали правильным оставить их в тексте.

Более того, анализ тюменских ученых показывает, что нерегламентированная пунктуация при вводных словах — это вовсе не новшество наших дней и не банальное незнание правил. Публицисты XIX и XX веков использовали тире и двоеточие при вводных словах и конструкциях также на свое личное усмотрение.

Для полноты картины филологи изучили результаты Тотального диктанта. Участникам в одном из случаев требовалось расставить знаки в предложении «Пермяки утверждают, что не Кама впадает в Волгу, а (?) наоборот (?) Волга в Каму».

Допустимыми признавали три варианта:

  • в обоих случаях запятые;

  • в первом случае ничего, во втором тире;

  • в первом случае ничего, во втором двоеточие.

Результаты диктанта показали, что только 30% людей употребили «канонические» запятые. Тире после наоборот поставили 40% участников, еще 10 сочли уместным двоеточие.

Чтобы еще раз проверить, как люди чувствуют язык, подобное задание попросили пройти тех, кого можно назвать его профессиональными носителями: студентов-филологов, редакторов и копирайтеров.

Выяснилось, что для обособления вводных слов большинство предпочитает запятые вне зависимости от их функции и позиции. Но многие участники не были столь категоричны и предлагали разные варианты постановки знаков препинания.

А как считаете вы?

Нужно ли признать нормой обособление вводных слов с помощью запятой и тире (а также запятой и двоеточия)?

  • 33.6%
    Допустимы разные варианты
  • 12.7%
    Тире можно, двоеточие — нет
  • 1.8%
    Двоеточие можно, тире — нет
  • 34.1%
    Обособлять только запятыми, все остальное — ошибки
  • 17.7%
    Хочу посмотреть результаты

Исследование опубликовано в «Вестнике Томского государственного университета».

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения