Каждый, даже самые терпеливые родители иногда искренне не понимают, почему дети не могут спокойно ждать, особенно если дело касается долгой дороги в автомобиле.
Британские специалисты из Ливерпульского университета им. Джона Мурса выяснили, что субъективное переживание времени может меняться в течение жизни. Так, для подростка учебный час тянется мучительно долго, а взрослые часто не замечают, как пролетело лето.
Этому есть вполне логическое объяснение: для семилетнего ребенка один год — это 14,30% всей его жизни; а для 70-летнего человека — всего 1,43%.
Таким образом, пятичасовая автомобильная поездка для пятилетнего человека будет длиннее, чем для 50-летнего, просто потому, что она «крадет» большую часть его жизни.
Но и это еще не все. С возрастом мы начинаем лучше ощущать расстояния. Это дает взрослому человеку внутреннее ощущение времени, чтобы понять, сколько примерно пути еще осталось. Ребенок же этого понимания лишен, поэтому ему приходится постоянно следить за ходом ситуации и наводить справки у взрослых.
Но если поместить взрослого в ситуацию, когда разрешение важного вопроса откладывается на неопределенный срок, ожидание покажется вечностью даже самому невозмутимому из нас. Вспомните, например, себя в аэропорту, когда рейс снова и снова откладывают, и нет никакой достоверной информации о том, когда вы, наконец, улетите.
Поэтому, когда время становится неопределенным фактором, мы склонны уделять ему гораздо больше внимания, чем обычно. Это и приводит к ощущению, что время течет намного медленнее.
И наконец, для ребенка время в поездке — это настоящее испытание бездействием, в то время как для родителей это возможность наконец расслабиться, не думая о работе и домашних заботах. Поэтому счастливые часов не наблюдают, а скучающие — пристально следят за ситуацией.
Британские исследователи не дают конкретного совета, как облегчить состояние ребенка во время поездки. Всегда можно запастись книгами, играми и сладостями, но в первую очередь — терпением для ответов на бесконечные вопросы: «А скоро мы приедем?».
По материалам статьи,