Во все времена буквари были предназначены не только для начального обучения чтению и грамоте. Первая детская книга учила основам религии, рассказывала о нормах поведения, помогала усвоить ценности и побуждала к размышлениям.
С богатой и разнообразной историей букваря знакомит кандидат педагогических наук, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Наталья Черненко.
Кандидат педагогических наук, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа
Первый учебник
История русского букваря и обучения грамоте началась с первого печатного издания 1574 года — «Азбуки» Ивана Федорова. Можно сказать, что это первый учебник. В отличие от современных изданий, в этом пособии не было картинок, кроме орнаментов, которые в те времена были популярны в качестве оформления в книгопечатании.
Основной метод обучения грамоте был буквослагательный: сначала дети изучали буквы (в XVI веке их было 45), а затем из них складывали слова. Ученику приходилось заниматься не менее трех лет, чтобы вызубрить алфавит и научиться читать. Для чтения были подобраны тексты из Библии, обучающие нормам и правилам поведения.
Первые буквари с картинками
XVII век оставил в наследство «Букварь языка Словенска» Василия Бурцова 1634 года. В нем изменилось оформление: красным цветом были выделены заголовки, буквы, слоги и названия разделов.
Именно этот букварь стал прототипом пособий по обучению грамоте, поскольку в основу положен не только буквослагательный метод, но и звуковой. Автор букваря добавил разделы по грамматике: изучение спряжения глаголов, склонения существительных и прилагательных, а также некоторые синтаксические нормы. Расширен дидактический материал для отработки навыков чтения — включены молитвы, притчи, наставления.
1692 год знаменателен тем, что был выпущен первый букварь с картинками. Автор — Карион Истомин. Эту азбуку можно назвать светской, так как создатель не включил тексты религиозного характера. Истомин внес изменения в структуру букваря: каждая отдельная страница включала букву, картинку к ней и поучительный текст в стихотворной форме.
Буквари реформаторов
В начале XVIII века по указу Петра I была издана книга для детей из дворянских семей. Пособие носило название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».
В петровском букваре было много нововведений. Языковая реформа императора разделила алфавит на церковный и гражданский. Последний и послужил основой пособия. Число букв сократилось до 38. Упростилось написание, были отменены часть символов.
Книга Петра I учила отроков не только буквам, но и цифрам. Принято считать, что издание Петра I стало одним из первых пособий для изучения арабских цифр. Ранее числа обозначались буквами кириллического алфавита. На смену им пришла известная нам система счисления, состоявшая из 10 цифр.
Из названия пособия можно сделать вывод, что оно учило молодых дворян не только грамоте. Это действительно так. По пособию Петра I юноши и девушки изучали этикет и другие правила поведения в обществе.
Еще один известный букварь появился в эпоху правления Екатерины Великой. Он был издан в 1781 году. «Российская азбука для обучения юношества чтению» вышла анонимно. Хотя всем было понятно, что за ее авторством стоит сама императрица. Книга собрала в себе сразу несколько азбук: гражданскую, церковную и греческую. Чуть позже в пособие добавились пословицы, сказки, рассказы и гражданские наставления.
Букварь Екатерины II неоднократно дополнялcя и переиздавалcя. Неизменным оставалась общая идея — нести в общество идеи просвещения и обучать детей духовно-нравственным ценностям.
Буквари известных педагогов
Немаловажное значение в формировании современной грамоты обучения сыграл Константин Ушинский, издавший в 1864 году букварь «Родное слово». В основу был положен звуковой аналитический метод обучения. Суть метода Ушинского: чтобы научиться читать, нужно сначала это слово написать. Многие тексты для букваря Константин Дмитриевич написал сам — они по настоящее время включены в учебники для начальных классов.
1872 год — год издания «Азбуки» Льва Толстого. Она была предназначена для обучения чтению, письму и счету. Пособие из четырех книг включает тексты по истории, окружающему миру, а также тексты самого автора. По структуре азбука напоминает современный букварь: буквы с картинками, пословицы и поговорки для обучения слоговому чтения, раздел отличие букв от звуков, отработка навыков чтения — серия коротких рассказов и поучительные притчи.
Конец XIX века подарил еще одно популярное издание — «Русский букварь для обучения письму и чтению» Василия Вахтерова 1898 года выпуска. Автор продолжает традиции звукового аналитико-синтетического метода, но добавляет материал на формирование орфографических навыков. Во всех словах он расставил ударения, используя произведения К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Это было сделано для упрощения восприятия текстов.
Советские буквари для нового трудового поколения
Советский период развития обучения письму и грамоте оставил нам букварь «Пионер» Ивана Сверчкова 1925 года издания. Пособие не только обучало грамоте, но и давало знания об окружающем мире и советском быте. На каждой странице букваря можно найти материал идеологического характера в виде стихотворений или коротких историй о Ленине и партии. Были подобраны соответствующие иллюстрации.
В 30–40-е годы ХХ века самым известным изданием стал «Букварь» Николая Головина. На каждой странице располагались буква, картинка, слова, предложения и тексты, а также элементы прописей — методом от простого к сложному. Картинки и тексты носили воспитательный характер для образцового советского ученика.
История методики обучения грамоте сохранила и пособия Александры Вознесенской, из которых самые известные — «Букварь» (1944) и «Азбука» (1958). Оба учебника неоднократно переиздавались. Первая книга сочетала в себе задания на развитие памяти, воображения и включала упражнения на отработку навыков чтения и письма.
Подача материала начиналась с изучения звуков, затем слогов, далее коротких слов и фраз. Букварь был иллюстрирован и наполнен стихотворениями о счастливой жизни сельчан. Второе пособие запомнилось многим красной обложкой и изображением на ней аиста. Главное предназначение — обучение детей навыкам чтения благодаря подборке стихотворений и ярким иллюстрациям к ним.
Нельзя не рассказать о «Букваре» Натальи Архангельской 1965 года издания. Книга построена по принципу от простого к сложному: сперва изучение звуков, букв, складывание слогов, чтение фраз и предложений, а затем отработка навыков чтения. Учебник иллюстрирован, каждая буква обозначена соответствующим цветом: гласные — красным, согласные — синим. Выделены слоги, которые отрабатываются от страницы к странице. В этом пособии много стихотворений и рассказов.
Современные буквари
«Букварь» Всеслава Горецкого увидел свет в 1971 году и обрел долгую жизнь. Он прошел реформы образования от советского периода до современного издания, адаптированного согласно ФГОС и допущенного к преподаванию в современной начальной школе по традиционной программе.
Построение букваря не соответствует алфавитному порядку: автор представил изучение букв по частотности употребления в речи и на письме. Кроме того, параллельно были выпущены прописи и дидактические материалы, которые способствовали развитию навыков каллиграфии и письменной речи.
Особенность пособия — подача материала в игровой форме с любимыми героями и заданиями в форме загадок и ребусов. В букваре много стихотворений Александра Пушкина, Владимира Маяковского, Самуила Маршака и других авторов.
История букварей была насыщенной и богатой. За последние годы значимых изданий не так много, поскольку формируются учебно-методические комплексы, авторами программ разрабатываются пособия согласно требованиям ФГОС. Но история продолжается, еще обязательно появятся буквари, значимые и запоминающиеся.