Вероятно, ни один учебный предмет не имел такую сложную историю становления в отечественной системе образования. Сегодня все активнее обсуждается вопрос о необходимости возвращения в школы уроков труда. Преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Надежда Проняева вспомнила, как были организованы уроки труда в СССР.
Когда школьников стали учить труду
После революции 1917 года, когда постепенно, но мощно менялась система обучения, руководство страны осознало важность привлечения школьников к трудовой деятельности, которая дисциплинирует молодое поколение.
Изначально предполагалось, что учащихся необходимо с детского возраста обучать навыкам различных специальностей — это позволит быстрее вырастить квалифицированных рабочих, которые активно и профессионально вольются в ряды пролетариата.
Основы трудового воспитания появились в советской школе во многом благодаря деятельности Антона Макаренко.
Начиная с 1937 года, трудовое воспитание стало уходить из учебной деятельности советских школ, нацеливая школьников на интенсивное интеллектуальное развитие. Это было необходимо для перспективного роста разных отраслей промышленности советского государства и сглаживания нехватки высококвалифицированных специалистов.
Все же и эта тенденция не была единственно верной, и уже через несколько десятилетий, в середине 1950-х годов, педагогической общественности стало понятно, что образовательная деятельность стала носить чрезмерно теоретизированный характер, во многом оторванный от реальной жизни и от запросов общества.
Непосредственно уроки труда в школьную действительность входят с 1952 года, когда при школах были созданы мастерские и учебно-опытные участки. Для старшеклассников стали проводить углубленные занятия по машиноведению, электротехнике, сельскому хозяйству. Такой характер деятельности и имели уроки по труду вплоть до начала XXI века.
Как проходили уроки труда для девочек и мальчиков
Интересная особенность уроков труда в школе заключалась еще и в четком гендерном делении. Занятия для мальчиков чаще всего вел педагог-«трудовик», чей образ стал легендарным и порой сатирическим в школьной культуре. Девочки же обучались элементам кулинарии и швейного дела под руководством педагога по домоводству, как одно время называлась должность учителя по труду. Они учились шить косынки и фартуки, готовили салаты, супы, выпечку.
Для того чтобы уроки проходили на должном техническом уровне, кабинеты-мастерские по труду были оснащены необходимым оборудованием — столярным, швейным, кухонным. Пусть и не в полном объеме, иллюстрирующем процесс подготовки конкретного изделия или продукта, но представление о технологии производства бытовых изделий школьники получали.
Был тут, конечно, и подвох: на «трудах» не очень комфортно ощущали себя те дети, которые не любили или не умели заниматься домашним хозяйством или не обладали привычками мастерить пресловутые табуретки. Зато всеобщую радость вызывал момент, когда девочки угощали мальчиков своими кулинарными изысками.
В собственных воспоминаниях остались моменты, когда в кабинет, где мы, девочки, готовили сырники и блины, наша учительница пригласила из мастерской мальчиков и педагога-трудовика. Мы сервировали стол, заглядывая в тетради по труду с изученным ранее материалом. И началось чаепитие. Да, не обходилось без ехидства или грубоватых шуточек от мальчиков, кулинарные «шедевры» были очень и очень несовершенными, но чувствовался тщательно скрываемый мальчиками восторг от всей этой идиллии.
Еще одним полезным делом была работа на пришкольном участке. Конечно, не во всех учебных заведениях был пришкольный участок: нужно было место для теплицы, хранения инвентаря, семян и прочего. Мальчики и девочки вместе учились выращивать цветочные и овощные культуры. На летних каникулах пришкольный, или «опытный», как его ещё называли, участок, тоже не оставался заброшенным. Учеников приглашали на летнюю практику, которая длилась около 10 дней.
Как еще школьников приучали к труду
Уроки труда в школе были не единственной возможностью привлечения учащихся к трудовой деятельности. В восьмидесятые годы летом на двухнедельный срок ученики приходили «отрабатывать практику» на пришкольном участке, а в течение учебного года проходили занятия по общественно полезному труду (ОПТ). Это было время зарождения новых финансовых отношений между организациями, в которые осторожно включалась и школа.
Наверняка труд школьников имел и какие-то денежные выплаты, ведь учащиеся заполняли вакансии чернорабочих. Но ученики этих вопросов не касались, и идеи для трудового воспитания молодежи изначально преследовали благородные цели.
Суть ОПТ постепенно свелась к тому, что учащиеся определенный день недели проводили на уборке территории какой-либо «шефской» организации, фабрики или предприятия, порой бездельничая там или отлынивая от работы. Но разнообразие в школьную жизнь это точно вносило.
Для школьников старших классов нередки были и «поездки на картошку», на один день или в так называемые «лагеря труда и отдыха», когда школьный коллектив вывозился в близлежащий колхоз. Ученики проживали в бытовых условиях, в некоторой степени напоминающих пионерские лагеря, при этом работали суммарно по шесть часов в день, выполняя сельскохозяйственные работы. Конечно, отношение к нелегкому труду у всех было разное, но такие поездки школьники любили, ведь это была долгожданная свобода от родительского контроля.
Перспективы трудового воспитания
Помимо полезных идей и той нужной основы, которую заключало в себе внедрение уроков труда в педагогическую практику, существовала мощная «сжатая пружина» — психологическая составляющая занятий. Она в серьезной степени привела к распаду уроков по труду в системе обучения, которые попытались заменить уроками технологии.
В исследованиях и размышлениях советских авторов и педагогов В.А. Сухомлинского и А.А. Смирнова достаточно прямо и резко говорилось еще в середине XX века, что «нельзя… превращать труд в тяжелое бремя, вызывающее отвращение к себе и всяческое противодействие». Мы видели это в советской школе, когда ученики прогуливали уроки труда, не считая их сколь-нибудь важными и перспективными для успешной профессиональной жизни.
И сегодня учителя отмечают, что многие дети не имеют привычки трудиться. Молодежь считает, что это немодно и не соответствует образу успешного человека.
Отношение к трудовому воспитанию школьников в обществе — это неоднозначный вопрос. Он определяется глубинной нравственной основой, пронизывающей жизнь и сознание каждого человека, и тем, что заложено или не было усвоено в семье.
Может быть, именно уроки труда помогут наладить правильное, «здоровое» отношение молодого поколения к труду?