«Российское могущество прирастать будет Сибирью». Это высказывание великого Ломоносова обычно воспринимают в контексте освоения природных богатств и торговых путей за Уралом. Но ведь не только в золоте и серебре кроется могущество. Самое ценное достояние страны — талантливые люди. И таковых Сибирь дала России немало. Некоторые из них известны всем, а о других знают только специалисты. Именно к таким незаслуженно забытым сибирским самородкам относится поэт и горный инженер Федор Иванович Бальдауф.
В начале пути
О детстве и юности Федора Бальдауфа имеется не слишком много информации. Известно, что он родился 8 марта (20 марта по н. ст.) 1800 года в селе Благодатка, в 15 километрах от горнозаводской столицы Забайкалья — Нерчинского Завода. Его отец, Иоганн Карл Траугот, выходец из саксонских горных специалистов, начал работать в Нерчинском горном округе в конце XVIII века.
Благодаря помощи и рекомендациям начальника Нерчинских заводов Егора Егоровича Барбота де Марни Траугот получил образование в Санкт-Петербургском Горном училище (ныне Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II) и вернулся в Забайкалье. Здесь он стал известен как Иван Бальдауф, женился на вдове управляющего Кличкинским рудником Софье Егоровне Лависовой. Кроме Федора, у супругов был старший сын Александр и трое дочерей.
Бальдауф по долгу службы часто разъезжал по рудникам, заводам, изучал месторождения драгоценных камней и соляные озера. Возвращаясь домой, рассказал детям о чудесах природы. Возможно, эти рассказы запали в душу маленькому Федору и повлияли на его дальнейшее творчество.
В 1813 году Федор поступил вместе с братом Александром в Горный институт, переименованный к тому времени в Горный кадетский корпус. Здесь он увлекся поэзией, начал писать стихи, посещать заседания «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», где слушал молодого, но уже подававшего большие надежды Пушкина.
В 1818 году Бальдауф, узнав о трагической гибели отца от рук каторжника, стал замкнутым, избегал шумных собраний. Только творчество и поддержка друзей помогли ему пережить горе.
В 1819-м он опубликовал повесть о трагической любви бедного тунгусского охотника к богатой девушке Тунгильби. Через два года у Бальдауфа вышла элегия «Вечер на берегу Байкала», вошедшая в историю русской литературы, как одно из первых поэтических описаний главного озера Сибири.
Читающая публика признала талант молодого поэта, однокашники пророчили ему большое будущее. Однако в 1823 году после выпуска из корпуса Бальдауфу пришлось по распоряжению начальства вернуться в родное Забайкалье.
Удары судьбы
Приехав в Нерчинский Завод, Бальдауф получил назначение на должность преподавателя истории, географии и грамматики в первом учебном заведении края — Нерчинском горном училище. Одновременно с педагогической деятельностью он продолжал литературные опыты, планировал написать поэму о горных рабочих.
Но вскоре ему пришлось столкнуться с чередой неприятностей: в 1824 году чахотка унесла из жизни брата Александра, а затем умерла сестра Екатерина. Горе утраты поэт пытался залить вином, что приводило к конфликтам с руководством. При этом Федор Иванович мог нелестно пошутить в адрес высокопоставленных персон. Неудивительно, что у него вскоре появились недоброжелатели.
В 1828 году Бальдауфа вместе с унтершихтмейстером Петром Кигргизовым впервые командировали на Борзинское соляное озеро для наблюдения за садкой и добычей соли. Работа на озере, называвшимся по-бурятски Дабасу-Нору понравилось свободолюбивой натуре поэта. Здесь он с удовольствием искал соляные источники, бил по берегам озера шурфы, изучал обычаи кочевавших поблизости бурят и тунгусов.
Однако по возвращении из командировки Бальдауф был уволен из училища и переведен на службу в Шилкинский завод. По одной из версий, причиной нового назначения стало стремление Бальдауфа жениться на Калерии фон Фриш, дочери влиятельного горного чиновника. Ее отец не желал родниться с бедным учителем и приложил все усилия, чтобы отправить его подальше. Впрочем, не стоит забывать, что работа в отдаленных уголках малолюдного и слабо изученного края была неотъемлемой частью службы горных офицеров.
Так или иначе, перевод в Шилкинский Завод Бальдауф считал чем-то вроде ссылки. Разъезды по Шилкинской дистанции, наблюдения за добычей руд почти не оставляли ему времени для творчества.
Признание и скоропостижная смерть
В 1830 году Бальдауфа перевели в Нерчинский Завод на должность секретаря при горной конторе и вновь разрешили преподавать. Он воспрял духом, вновь стал писать стихи, посещать музыкальные и литературные вечера, устраивавшиеся в доме купцов Кандинских.
В 1834 году поэт в стихотворной форме обратился к начальнику заводов Степану Петровичу Татаринову с просьбой разрешить поездку на Борзинское озеро. Татаринов, дочь которого была поклонницей творчества Бальдауфа не смог устоять перед таким необычным прошением.
В итоге весной Бальдауф вместе молодым коллегой Иваном Корниловым поехал на Дабасу-Нор. Все лето они вели метеонаблюдения, били шурфы в надежде отыскать соляные пласты. В свободное время читали стихи, рассказывали друг другу разные истории. Одна из них запала в душу поэту и послужила основой для поэмы «Авван и Гайро» — его самого известного произведения.
По сюжету поэмы, в основу которой, по некоторым данным, легла реальная история, тунгусская девушка Гайро спасает от неминуемой гибели русского юношу Аввана, который судя по тексту, был смотрителем Дабасу-Нора. Авван влюбляется в спасительницу, а она отвечает на его чувства. Однако степная красавица, вопреки уговорам возлюбленного, отказывается принять крещение и остается верна вере предков. Так религиозные разногласия разъединяют любящие сердца.
Поэма изобилует описаниями Борзинского озера, сказочных скал Адун-Челон и других красот забайкальской природы, также в ней встречаются описания обычаев тунгусов. Бальдауф представил ее осенью 1834 года на одном из вечеров у Кандинских. Стихотворное повествование нашло отклик в сердцах слушателей и очень быстро распространилось в списках. Правда, некоторые люди узрели в поэме критику религии и поспешили донести об этом.
В дальнейшем Федор Иванович еще ездил на Борзинское озеро, написал целый ряд лирических стихотворений, посвящений друзьям, эпиграмм, приступил к созданию поэмы «Шаманка». И все же ему, по его собственному высказыванию, «было душно в Нерчинском Заводе». Поэт не переставал мечтать о том, чтобы сделать серьезную литературную карьеру, публиковаться в столичных изданиях.
Добившись разрешения на переезд в Петербург, Бальдауф в 1839 году выехал с караваном серебра из Нерчинского Завода. В пути он занемог и вынужден был остаться в Екатеринбургском госпитале, где и скончался от чахотки 21 марта 1839 года.
Могила Федора Бальдауфа безвозвратно утеряна. Но память о нем не исчезла. Историки и литераторы признают его одним из первых поэтов Сибири, а стихи Бальдауфа до сих пор выходят в различных сборниках.