Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Установка на ненависть: почему мы сочувствуем не всем и при чем здесь геноцид в Руанде

На последствия истребления народа тутси в 1994 году посмотрели с точки зрения нейробиологии

2 ноября 2022Обсудить
Установка на ненависть: почему мы сочувствуем не всем и при чем здесь геноцид в Руанде
На улице Кигали, столицы Руанды, где в 1994 году произошел конфликт между народами хуту и тутси.
Источник:
Vadim Nefedov / Alamy

Исследователи из Брюссельского свободного университета и Гентского университета (Бельгия) изучили влияние конфликтов на человеческую способность сочувствовать. Эксперименты в Руанде, где соседствуют преступники и выжившие жертвы, показали, что они по-прежнему предвзяты друг к другу. Однако оказалось, что эмпатия нарушена и у следующих поколений.

Для людей естественно проявлять сочувствие при виде боли другого человека. Страдание сородичей и даже других живых существ запускает в нас эмпатическую реакцию. Но, как показали предыдущие исследования, случается и бессознательное снижение эмпатии. Например, если страдающего не признают своим по культурным, политическим или другим причинам.

Авторы нового исследования утверждают, что возвращение эмпатии — возможность почувствовать, что ощущает противоположная группа, имеет решающее значение для подлинного перемирия. Для лучшего понимания, как способствовать этому, команда изучила ситуацию в Руанде, где десятилетия межэтнических проблем привели к геноциду народа тутси народом хуту в 1994 году.

После трагедии, где были убиты или покалечены более полумиллиона человек, гражданам из обеих групп пришлось продолжать жить бок о бок как соседи. Они не могут избегать друг друга и вынуждены управлять своими эмоциями и поведением.

Участникам эксперимента показывали изображение виновника геноцида, выжившего или их потомков, к которым применяли болезненные или нейтральные ситуации. У всех добровольцев, независимо от группы, наблюдалось предубеждение против другой стороны, а также сниженная эмпатия.

Аппараты для измерения энцефалограммы устанавливали в церквях, барах — везде, где был доступ к розеткам. По словам ученых, было непросто убедить людей, до которых никогда не доходил нейробиолог, носить на голове странные приборы.

«Дети и виновников геноцида, и его жертв, демонстрировали те же межгрупповые предубеждения, что и их родители, даже если они сами не участвовали в конфликте. Это объясняет, почему некоторые конфликты длятся из поколения в поколение».

Как объясняют специалисты, установки могут передаваться как через семейные истории о пережитом, так и на генетическом уровне — в виде травмы поколений. Однако для определения точных механизмов потребуются дополнительные исследования, которые могут помочь уменьшить затянувшуюся вражду.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения