Спустя более месяца после трагедии 15 декабря 2024 года механик «Волгонефти-212» Алексей Татаринов рассказал, как действовал экипаж в день крушения и какие распоряжение отдавали судну диспетчеры морского порта.
Почему танкер «Волгонефть-212» потерпел крушение в Керченском проливе
«Авария произошла по причине резкого ухудшения погоды, не соответствующей прогнозу, большой волновой нагрузке, неправильной организации выхода в район выгрузки и невозможности, в случае ухудшения погоды, уйти в Азовское море», — рассказал Алексей Татаринов
«Считаю, что ошибки в действиях экипажа не было. При крушении все действовали согласно инструкциям, благодаря чему удалось избежать больших жертв», — добавил Татаринов .
Хроника крушения танкера «Волгонефть-212»: рассказ механика
Укрыться от ветра
«12 декабря из-за неблагоприятного прогноза и усиления ветров северного направления, мы снялись с якоря и проследовали в более безопасное место якорной стоянки в районе поселка Янтарный», — рассказал Татаринов.
14 декабря поступило штормовое предупреждение в связи с усилением ветра. По согласованию с СУДС (служба управления движением судов) морского порта «Волгонефть-212» проследовала в район поселка Заветное и мыса Такиль, чтобы укрыться от ветра под Крымским берегом. «Это единственно возможное укрытие при ветрах южного направления, куда можно перейти без лоцманской проводки», — объяснил Татаринов.
Однако встать на якорь у поселка Заветный диспетчеры морпорта не разрешили, ссылаясь на большое количество судов в этом районе. Капитан запросил у диспетчера СУДС разрешение на якорную стоянку в другом безопасном районе. В ответ от Пограничной службы ФСБ России и СУДС экипаж получил запрет на движение к мысу Такиль, и танкеру велели встать рядом с судном «Глория». Второму кораблю, который потерпел крушение в тот же день, «Волгонефти-239», дали распоряжение ориентироваться на «Волгонефть-212» и встать в районе якорной стоянки № 471Е в ожидании улучшения погоды. Рассчитывали, что погода станет благоприятнее 15 декабря, после 16:00.
«Двери закрыты и задраены по-штормовому»
Утром 15 декабря, примерно в 7:05, ветер и волнение моря начали усиливаться.
«По указанию капитана судна — Леонида Волегова — в 8:05 команда осмотрела судно, проконтролировала герметичность судовых помещений. Группа под моим руководством произвела обход судна. Примерно в 8:30 я доложил о том, что все судовые помещения проверены, загерметизированы, протечек не обнаружено, двери закрыты и задраены по-штормовому», — вспоминает Татаринов.
В 8:40 судно переломилось на две части в районе грузовых танков № 5 и № 6.
Волегов начал руководить «борьбой за живучесть» и спасением экипажа, диспетчерам доложили о ситуации и попросили помощи, на танкере была сыграна «Общесудовая тревога».
«Экипаж произвел действия по герметизации кормовой надстройки и собрался в ходовой рубке в спасательных жилетах. По команде капитана я и второй механик произвели запуск главных двигателей на задний ход. Капитан, работая главными двигателями на задний ход, пытался увести кормовую часть на более мелководный участок, но это не удалось из-за увеличившегося дифферента и выхода гребных винтов из воды», — рассказал журналистам Татаринов.
Плот не раскрылся
Тем временем диспетчеры в порту дали знать, что спасение экипажа будет выполняться силами судна-спасателя «Меркурий». Находившийся рядом теплоход «Лидия В» готов был подойти к борту «Волгонефти-212» для спасения экипажа, но СУДС ответил на это предложение категорическим запретом. Почему СУДС отказал, механику не ясно: вариант с «Лидией В» казался гораздо более перспективным, потому что она не испытывала качки из-за своего водоизмещения и груза, а «Меркурий», напротив, не мог подойти к танкеру из-за сильных волн.
Подхода «Меркурия» ожидали примерно через один час.
Затем около 10:30–11:00, после нескольких безуспешных попыток подхода судна-спасателя «Меркурий» к борту кормовой части танкера, было принято решение подать плот «ПСН-10» и раскрыть его под кормой «Волгонефти» для спуска членов экипажа по шторм-трапу в плот. Однако этого сделать не получилось из-за неисправности плота — он не раскрылся.
«Еще троих подняли вертолетами из воды»
Примерно в 12:15 началась эвакуация членов экипажа с помощью вертолета ВМФ России. На момент начала спасательной операции все члены экипажа были живы и здоровы. Пока кормовая часть оставалась на плаву, оттуда эвакуировали восемь человек, после ее ухода под воду еще троих подняли вертолетами из воды. Одного удалось поднять на буксир «Меркурий», один погиб в воде.
«Гибель матроса-моториста Данила Саблина произошла после того, как он покинул судно „Волгонефть-212“, при проведении спасательной операции, не по вине капитана Леонида Волегова. Меня тоже спасли из воды и доставили в больницу Анапы», — рассказал Татаринов.
Что сейчас с «Волгонефтью-212»
По данным
Ранее в оперштабе показали, как сейчас выглядит второй танкер, «Волгонефть-239», который сел на мель у мыса Панагия.