В Атлантическом океане живут кокаиновые акулы: как они пристрастились к наркотикам?

Как несложно догадаться, это всё из-за людей

23 июля 2024Обсудить

Так выглядит длиннорылая акула — на знаменитых сородичей, опасных для человека, она не похожа.

Tegan Johnston via Legion Media

Бразильские исследователи впервые нашли научное подтверждение тому, что обитатели прибрежных вод Атлантического океана подвергаются воздействию кокаина.

Ученые, статья которых опубликована в журнале Science of the Total Environment, провели анализ тканей печени и мышц 13 бразильских длиннорылых акул (Rhizoprionodon lalandii), выловленных у берегов Рио-де-Жанейро. Эти небольшие акулы (в среднем длиной около 52 сантиметров) всю свою жизнь проводят в прибрежных водах, поэтому исследователи и выбрали их в качестве объекта изучения.

В итоге оказалось, что следы кокаина и бензоилэкгонина (основного метаболита, то есть продукта распада, кокаина в человеческом организме) присутствуют во всех образцах, взятых у акул, причем в концентрациях, в сто раз превышающих те, что находили у морских обитателей до сих пор.

Где акулы находят кокаин

Кокаин находят в сточных водах и реках во многих странах мира, включая и Бразилию. Как полагают ученые, в окрестностях Рио-де-Жанейро наркотик попадает в океан напрямую через стоки из нелегальных лабораторий, где проводят очистку кокаина. Источником бензоилэкгонина также является моча потребителей кокаина, которая оказывается в прибрежных водах через неочищенные канализационные стоки. Кроме того, еще одним источником наркотика в воде могут быть упаковки кокаина, потерянные или выброшенные наркодилерами при обысках.

В организм акул кокаин и бензоилэкгонин могут попадать непосредственно из океанской воды или через рыбу, которой они питаются, предположили исследователи. Возможно также, что акулы заглатывают плавающие в воде упаковки наркотика. Как бы там ни было, последствия загрязнения прибрежных вод кокаином и его метаболитом могут быть опасны для морских обитателей, считают ученые.

Чем опасен кокаин в организмах акул

Так, эти вещества, накапливаясь в печени акул, нарушают выработку белка, без которого невозможно их нормальное размножение. Кроме того, известно, что кокаин токсичен для моллюсков, ракообразных и некоторых видов рыб. Лабораторные исследования показывают, что кокаин способен повреждать клеточную ДНК эмбрионов и нарушать выработку важных гормонов у эмбрионов рыб.

При этом стоит иметь в виду, что мясо акул, как и другие морепродукты, является популярным видом пищи в Бразилии. Если в них содержатся высокие концентрации кокаина, это может представлять опасность и для здоровья людей, предупреждают исследователи.

Теперь нам несколько тревожно и за исландцев — в этой стране есть любители вяленого акульего мяса, которое недавно возглавило список самых отвратительных блюд в мире.