Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

В древности они были другими: что ученые узнали о скульптурах Парфенона

Две с лишним тысячи лет назад эти шедевры выглядели иначе

12 октября 2023Обсудить
В древности они были другими: что ученые узнали о скульптурах Парфенона

Скульптура из Парфенона на тему кентавромахии, битва представителя народа лапифов с кентавром.

Источник:

agefotostock via Legion Media

Ослепительно белый мрамор Парфенона много веков подряд восхищает ценителей прекрасного со всего света. Такой цвет кажется нам эталонным для высеченных из камня произведений искусства. Но ученые уже давно предполагают, что изначально статуи богов, кентавров и героев были раскрашены. Правда, строго научных доказательств этому на данный момент почти нет.

Чуть дальше в изучении наследия человечества недавно продвинулась группа искусствоведов-историков из Великобритании и США. В складках одежд античных богов нашли особенный пигмент — египетский синий, рассказали ученые на страницах журнала Antiquity.

2500 лет варварства

Прежде чем попасть в тепличные условия музейных залов, эти застывшие мифологические сюжеты не один век пребывали в губительных условиях: их обдували Зефир с Бореем, опаляло суровое южное солнце, в мрамор въедались пыль, грязь и порох — Греция за два с половиной тысячелетия прошла через много войн.

Сильнее всего Парфенон пострадал в 1687-м, когда на турок, владевших тогда этими землями, напали венецианцы. Османы понадеялись, что противник не станет обстреливать старинное здание, несколько столетий служившее христианским храмом, и устроили в нем склад боеприпасов, в том числе пороха, а также спрятали там от обстрела женщин и детей. Но зря. За время сражения в здание попало более 700 ядер.

Но время в итоге оказалось не властно над искусством: выяснилось, что некоторые скульптуры были украшены узорами, включая человеческие фигуры и орнаменты из пальмовых листьев, окрашенные в соответствии со складками и текстурой мраморной ткани под ними.

Ирида, Кекропс и синее море

Чтобы понять это, ученые применили видимую люминесценцию, разработанный профессором Джованни Верри метод именно для таких хрупких и ценных предметов старины. И в складках туник разглядели египетский синий — пигмент из меди, кальция и кремния, широко применявшийся в античном мире. Рассмотреть его без приборов невозможно, но при сканировании он начинает светиться ярко-белым.

Египетский синий был нанесен на пояс богини радуги Ириды; змеиную часть туловища Кекропса, первого царя Аттики; гребни волн, из которых поднималась колесница Гелиоса.

Еще более интересный рисунок был на платье Дионы, матери Афродиты и Диониса. Одежды титаниды оказались расписаны человеческими фигурками: как минимум, искусствоведы разглядели пару бегущих ног, руку и ступню. Кроме всего прочего, на скульптурах нашли пальметту — популярный в античности узор в виде пальмы.

Но, несмотря на многообещающие открытия, вряд ли мы сможем восстановить облик этих статуй в точности с задумкой творцов, создавших Акрополь 2500 лет назад, считает Джованни Верри.

<p>Джованни Верри</p>

«Я полагаю, практически невозможно дать представление о том, как они выглядели бы на самом деле, потому что мы недостаточно знаем. Знания пигментов просто недостаточно».

Но не будем отчаиваться. Раскопки в разных странах регулярно открывают новые античные шедевры. Недавно, например, археологи нашли маленького сфинкса с головой императора Клавдия.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения