Оленеводство — не просто одна из разновидностей животноводства. Это образ жизни, который испокон веков вели коренные народы российской Арктики, осваивавшие суровые северные просторы. Не утратило актуальности это ремесло и по сей день, хотя прогресс внес в него кое-какие коррективы. «Вокруг света» совместно с проектом «Дети Арктики» рассказывает об образе жизни современных оленеводов.
Не только ценный мех
Северный олень — одно из немногих животных, сумевших адаптироваться к непростым условиям жизни на Крайнем Севере. Особое строение копыт, которые при необходимости могут широко раздвигаться или сжиматься, позволяет оленям легко передвигаться по толще снега и болотам и не вязнуть в топях, а острые края копыт, которые обнажаются с наступлением зимы, помогают им не скользить на льду и успешно выкапывать корм из-под снежного покрова.
Необычная форма полых клиновидных шерстинок, которые сужаются к основанию, а не к кончику, и укутывают шкуру животного «воздушной шубой», позволяет оленям не бояться морозов и даже ледяной воды. А благодаря исключительной силе и выносливости эти обитатели тундры могут развивать скорость до 50 км/ч и покрывать расстояние до 150 км в день.
Оленина — ценный источник белка и минералов (в ней их содержится в полтора раза больше, чем в свинине и баранине), а также витаминов, аминокислот, макро- и микроэлементов. Помимо этого, пользой для здоровья и лечебными свойствами славятся молоко и кровь оленя, а еще его панты, которые вместе с женьшенем считаются самыми ценными среди средств, применяемых в восточной медицине.
Неудивительно, что разведение именно этих животных тысячелетия назад стало ключом к покорению Севера. К сегодняшнему дню в российской Арктике живет около двух третей мирового поголовья домашних северных оленей, а оленеводство по-прежнему остается ключевой отраслью сельского хозяйства самых северных регионов страны.
Свободный выпас под контролем
Самыми крупными стадами домашних оленей славятся полуострова Таймыр и Ямал, а также Ненецкий автономный округ. В целом же оленеводческими считаются 19 регионов России. И у каждого из коренных народов, которые здесь проживают, есть собственные подходы как к взаимодействию со своими рогатыми подопечными, так и к организации быта в целом.
В первую очередь это касается кочевки и выпаса животных. В частности, ненцы, ханты, манси, саамы, коми-ижемцы и северные селькупы, обладающие большими стадами, предпочитают кочевать очень часто, покрывая сотни километров. В результате пастбищная нагрузка распределяется по обширной территории. При этом пастух вместе с пастушьей собакой (как правило, это самоедская лайка, которую в свое время вывели ненцы) строго контролируют процесс выпаса и движение стада.
Оленеводы Камчатки, Чукотки и Магаданской области также отдают предпочтение длинным кочевым маршрутам (хотя тут они все-таки покороче) и контролируемому выпасу из-за высокой численности своих стад.
Нганасаны, энцы, долганы и эвенки, населяющие Таймыр и Западную Якутию, практикуют свободный выпас неподалеку от жилых лагерей — это связано с тем, что у местных оленеводов обычно небольшие стада. Оленей здесь используют в первую очередь не как источник пропитания, а как средство передвижения — на них ездят на рыбалку и охоту, которые играют куда более значимую роль в жизни этих народов.
Помимо этого, у представителей разных оленеводческих народов отличаются и подходы к сборке нарт — узких длинных саней, в которые запрягают оленей и других ездовых животных. Прежде всего разница в их конструкции определяется формой копылов — коротких брусьев, вставленных в полозья и служащих опорой для кузова: нарты бывают дугокопыльными (популярны на Дальнем Востоке), косокопыльными и прямокопыльными (распространены в Сибири). Также крепление деталей у нарт может быть жестким (такие сани предпочитают ненцы) или гибким (на таких нартах ездят чукчи, коряки и эвены).
Традиционное передвижное жилье оленеводов также отличается по своей форме. Например, ненцы, саамы и ханты на протяжении многих поколений предпочитали жить в коническом чуме, а чукчи, коряки, эвены, эскимосы и юкагиры — в полукруглой яранге. При этом по своей конструкции и чум, и яранга — это каркас из шестов, обтянутый шкурами оленя, а иногда и морских млекопитающих.
Особняком тут стоит сравнительно новое изобретение — долганский балок, который представляет собой компактный дом на полозьях с четырьмя стенами. Балок заметно облегчил процесс кочевки: в отличие от чума или яранги, его не нужно разбирать и собирать заново при переезде на новую стоянку. Практичность жилища на полозьях оценили не только долганы, но и часть ненцев, живущих на Таймыре, ведь сегодня именно удобство — главный принцип, которым руководствуются обитатели Севера, выбирая для себя мобильный дом.
Кодекс жизни оленевода
У различных коренных народов Арктики, избравших основой своей жизни оленеводство, общего не меньше, чем отличий. Объединяют их прежде всего неписаные правила, которым следует каждая семья оленеводов. К слову, жителям современных городов соблюдение этих правил тоже может пойти на пользу.
1. Береги природу
Жизнь в суровых условиях, а также постоянное наблюдение за животным и растительным миром привели оленеводов к пониманию, что люди составляют лишь часть Вселенной, а также научили чтить и уважать природу, читать ее знаки и брать у нее только самое необходимое.
2. Уважай других
На арктических просторах не выжить без согласия и взаимовыручки — этой истине жители Севера учились веками. Поэтому здесь никто и не подумает тронуть брошенные посреди тундры чужие нарты, а если кто-то окажется в беде, ему обязательно придут на подмогу, и, конечно, в каждом чуме или яранге путнику всегда предложат угощение и место у очага.
3. Ничего лишнего
Оленеводов можно назвать настоящими приверженцами минимализма и концепции Zero Waste («ноль отходов»). Мало того, что кочевой уклад с детства приучает жить налегке и иметь только необходимое, так еще и то, что многие сочли бы отходами, у коренных народов Севера обязательно находит свое применение.
Оленьи шкуры идут на пошив одежды, обуви, спальных мешков, одеял и постройку жилья, сухожилия оленей — на изготовление ниток для шитья и рыболовных снастей, из их рогов делают ножи, наконечники для копий, украшения, ложки и иглы, а камусом (шкурой с голеней) подбивают лыжи.
4. Помни о завтрашнем дне
Оленеводы всегда тщательно рассчитывают имеющиеся ресурсы и постоянно делают запасы — будь то часть туши забитого оленя или оставшееся топливо, ведь никто не знает, что готовит завтрашний день.
5. У каждого своя роль
Разделение труда по силам и наклонностям — еще одна необходимая составляющая выживания в условиях Севера. Как правило, на женщин в семьях оленеводов ложатся домашние обязанности (стирка, приготовление пищи, починка одежды), в то время, как мужчины берут на себя охоту, выпас оленей и сбор топлива.
Однако это не значит, что супруги не могут помогать друг другу или иногда меняться обязанностями, если от этого повысится эффективность труда. Есть свои обязанности и у детей: обычно это несложная работа и обучение ремеслам предков: пошиву одежды, сборке нарт и переносного жилья, выпасу оленей.
6. Содержи жилье в порядке
Как у каждого арктического кочевника есть своя роль, так и у каждой вещи, помещения, жилой или хозяйственной зоны в стойбище оленеводов есть строго отведенное место.
Если говорить о самом жилище, то обычно в его центре располагается очаг, а спальные места находятся на одинаковом расстоянии от него (хотя в долганском балке печка, как правило, стоит у входа). Нередко за очагом хранятся реликвии и священные вещи, а хозяйственная утварь — около входа.
Еще жилье зачастую делится на мужскую и женскую половины — вследствие этого кухонная утварь всегда находится отдельно от мужских инструментов. Соблюдение такого порядка позволяет оленеводам быстро собираться для очередной кочевки, а также поддерживать порядок в голове.
7. Умей расставлять приоритеты
Решая, где разбить очередной лагерь, кочевники отталкиваются не от того, в какой местности будет удобнее человеку, а от того, где олени смогут найти более сытный корм и укрыться от насекомых. Такой подход полон здравого смысла, ведь эти животные обеспечивают своим хозяевам еду, одежду, крышу над головой и саму возможность кочевать, поэтому, заботясь о них, северяне заботятся и о себе.
8. Береги свой очаг
Огонь у народов Крайнего Севера олицетворяет жизнь, поэтому к нему относятся с глубоким почтением, с ним говорят и даже «подкармливают» его. Особый пиетет распространяется на пламя домашнего очага — символ семьи и рода: чужим людям ни в коем случае не дозволено разводить его — эта задача ложится исключительно на плечи хозяйки. У этой традиции есть и скрытый смысл: в вашу личную жизнь не должны вмешиваться посторонние.
9. Заботься о себе
Рациональность жизненного уклада оленеводов приучила их также постоянно помнить про заботу о себе, ведь без нее продуктивность труда неизбежно упадет. Поэтому жители Арктики стараются питаться и спать полноценно, а, отправляясь на ночное дежурство у стада, каждый кочевник обязательно берет с собой перекус и термос с горячим чаем.
10. Адаптируйся не только к природе, но и ко времени
Как и тысячелетия назад, жители арктических просторов бороздят их на нартах и кроют жилища шкурами оленей. Однако в современном чуме или яранге все чаще можно обнаружить телевизор, спутниковую антенну, электрогенератор или радиоприемник, а кочевники в случае необходимости нередко пользуются мобильными телефонами.
Скорее всего, именно рациональность и практичность, которыми пропитаны все традиции оленеводов, и позволяют им хранить верность доставшему им наследию, одновременно двигаясь в ногу с прогрессом.
Окунуться в культурное многообразие российского Севера и узнать больше об образе жизни населяющих его коренных народов можно на