В Индии найдены следы поедания мяса слонов предками человека 400 тысяч лет назад

Новое исследование одновременно проливает свет на диету древних людей и эволюцию слонов

22 октября 2024Обсудить

Команда палеобиологов и археологов из Индии, США и Великобритании исследовала остатки трех ископаемых слонов, возрастом от 300 до 400 тысяч лет и пришла к выводу, что вскоре после смерти животных их мясо съели малоизученные древние люди. Окаменелости вместе с 87 орудиями труда обнаружили в индийском штате Кашмир. Это самые древние в регионе свидетельства того, что жившие здесь предки или родственники современного человека употребляли в пищу мясо животных и, возможно, охотились на них. Выводы исследователей были опубликованы в журналах Quaternary Science Reviews и Journal of Vertebrate Paleontology.

Simon Parfitt

Остатки слонов были найдены в 2000 году на территории Кашмирской долины, недалеко от города Пампор в формации, которую исследователи называют Пампорской и датируют средним плейстоценом (400-300 тысяч лет назад). На данный момент это единственное место на территории Индийского субконтинента, где окаменелости животных были обнаружены вместе с каменными орудиями такой древности.

До сих пор находка была малоизучена. Повторное подробное исследование показало, что окаменелости принадлежат как минимум трем слонам из вымершего рода палеолоксодонов (Palaeoloxodon), а по одному хорошо сохранившемуся черепу самца удалось определить и конкретный вид — Palaeoloxodon turkmenicus. Эти животные были вдвое массивнее сегодняшних африканских слонов, отличались прямыми бивнями и особенно большим лбом.

Примерно так мог выглядеть слон вида Palaeoloxodon turkmenicus. Возможно, новые находки помогут прояснить, как палеолоксодоны эволюционировали, мигрировали и в итоге вымерли

Chen Yu, University of Helsinki

Впервые остатки P. turkmenicus были найдены в Туркменистане в 1955 году, и до недавнего времени эксперты не были уверены, что это все-таки отдельный вид. Изучение найденных в Индии подъязычных костей не только развеяло все сомнения, но и показало, что P. Turkmenicus был промежуточным звеном между африканскими представителями этого рода, которые появились около 1 млн лет назад, и более поздними евразийскими видами. По-видимому, он обитал в основном в Центральной и Южной Азии в среднем плейстоцене.

Судя по всему, все три найденных слона были убиты или умерли на берегу реки в долине, а затем оказались погребены под слоями отложений. Возможно, они застряли в зыбкой прибрежной почве и не смогли выбраться, а в случае самца P. turkmenicus косвенной причиной смерти мог стать ослабивший его синусит — о наличии этого заболевания свидетельствуют патологические изменения в черепе.

Что же касается орудий труда и следов их применения, то команда палеонтологов обнаружила основном каменные отщепы, несколько наконечников и лезвий, а также нуклеусы (или ядрища) — куски камней, от которых откалывали отщепы и пластины для изготовления других орудий. При этом ученым попались несколько явно расщепленных слоновьих костей — вероятно, их разбили с помощью найденных тут же орудий, чтобы добыть костный мозг. По мнению авторов исследования, рядом с рекой располагалась стоянка ранних людей.

Таким образом, находки пополнили скудные сведения о древних гомининах (Hominidae — подсемейство семейства гоминид, включающее людей, шимпанзе, горилл и их вымерших родственников), живших на территории Индийского субконтинента около 400 тысяч лет назад. До сих пор в этом регионе были обнаружены остатки только одного ископаемого гоминина сопоставимого возраста, но его видовая принадлежность остается предметом споров. Впрочем, поскольку никаких других костей рядом со слоновьими найти не удалось, у ученых остается очень много вопросов о том, кем были и как жили предки человека, поживившиеся слонятиной.

<p>Адваит Джукар</p>

«Вопрос в том, кем были эти гоминины? Что они делали на этой территории и охотились ли на крупную дичь? Теперь мы точно знаем, что, по крайней мере, в Кашмирской долине эти гоминины ели слонов»

Авторы делают оговорку: неизвестно, были ли слоны из Кашмира убиты в результате охоты или люди просто использовали найденные туши погибших животных. Следов от наконечников стрел, например, на костях нет, хотя некоторые из них явно обрабатывали для еды.

Значимость этой находки для науки заключается отчасти и в том, что предыдущие самые ранние свидетельства подобного вмешательства человека в жизнь животных в Индии датировались лишь 10 тысячами лет назад.

А об удивительной скульптуре слоненка, найденной в Индии археологами, мы рассказывали здесь.