В Исландии нашли 1000-летнюю игрушку юных викингов, но археологи не могут понять, что это за зверь

А как вы думаете, на какое животное похоже?

5 сентября 2024Обсудить

NIKU, скриншот 3D-рендера артефакта

Археологи, ведущие раскопки рядом с городом Сейдисфьордур в Исландии, поделились в своих соцсетях фотографиями и 3D-моделью редкой находки — артефакт представляет собой каменную резную фигурку X века. Исследователи считают, что она была игрушкой исландских детей эпохи викингов. Но есть проблема: хотя игрушка довольно хорошо сохранилась, никто не может точно понять, какое животное она изображает. Статуэтка похожа «на всех и сразу». Даже комментаторы в Сети разделились во мнениях.

Норвежский институт исследований культурного наследия (NIKU) сообщает, что фигурка была найдена на территории фермы Фьордур, где уже около двух лет идут раскопки. Игрушка длиной 5 сантиметров и высотой 2,7 сантиметра сделана из вулканической породы — коричневого палагонитового туфа. Ученые датировали находку периодом 940–1000 годов нашей эры.

NIKU

У фигурки есть только один небольшой скол — на ухе животного. В остальном она в хорошем состоянии и даже устойчиво держится на всех четырех ногах. Артефакт, по словам специалистов, очень редкий и ценный.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://www.researchgate.net/profile/Ragnheidur-Traustadottir">Рагнхейдур Траустадоттир</a></p>

«В эпоху викингов дети как будто не так заметны, так что это удивительная находка. Она проливает свет на жизнь древних скандинавских детей».

Изучая игрушку, команда археологов поделилась на два лагеря: одни утверждают, что это свинья, другие уверены, что это белый медведь. Оба животных имеют долгую историю и значение в культуре скандинавов. В эпоху викингов свиней разводили в качестве домашнего скота. А белых медведей регулярно замечали на острове с момента прибытия поселенцев в конце IX века, хотя они не являются коренными жителями Исландии.

На кого похоже больше?

• 34.7%17
    На свинью
  • 44.9%22
    На медведя
  • 20.4%10
    Ни то, ни другое

Некоторые комментаторы в сети увидели в фигурке собаку — предка исландской овчарки, разновидность северного шпица. Археологи ответили, что, когда фигурку держишь в руках, на собаку она не похожа. Несколько человек высказались за версию — лошадь.

Раскопки в Сейдисфьордуре стали самым богатым источником ценных археологических находок в Исландии. Поэтому вместо отведенных двух лет будут продолжаться и дальше. На данный момент ученые уже открыли «длинный дом» эпохи викингов, где и была найдена игрушка, загоны для животных, а также различную утварь и предметы обихода. Среди которых прялки, лампы, горшки. Всего около 4000 артефактов, включая монеты, бусины и многое другое.

По окончании сезона находки изучат подробнее и, возможно, исследователям удастся найти зацепку, чтобы идентифицировать неопознанную пока «зверушку».

Это, кстати, как минимум второй случай за последнее время, когда антропологи не могут понять, кого изобразил древний резчик по камню. Так, в Германии недавно нашли то ли льва, то ли медведя.