Китайские школьники регулярно заполняют так называемые «паспорта жизни»,
«Паспорт жизни» представляет собой нечто вроде дневника, куда дети заносят информацию о том, что полезного сделали для ребенка другие люди.
Каждая запись разделена на три части: событие, «чувствую» и результат. Автор поста привел несколько примеров.
1. Одноклассница помогла мне решить задачу.
Чувствую: дружеское плечо. Результат: сделала домашнюю работу.
2. Одноклассница погуляла со мной.
Чувствую: компанию друга. Результат: вместе прогулялись.
3. Учительница провела со мной душевную беседу.
Чувствую: доброту. Результат: рассказала ей свои сокровенные мысли.
4. Мама помогла мне проверить домашнюю работу.
Чувствую: материнскую любовь. Результат: меньше ошибок в дз.
Зачем вести дневник эмоций: объясняют психологи
Дневник эмоций — распространенная практика развития навыков рефлексии и осознанности — важных составляющих эмоциональной саморегуляции, обеспечивающей психологическое благополучие, объясняет Юлия Кузнецова, психолог онлайн-платформы Грань.рф.
Среди плюсов этой практики можно отметить возможность самостоятельного выполнения, легкость и высокую результативность — уже через пару недель такой практики человек может заметить, что ему легче отслеживать собственное состояние и управлять им. А значит, меньшее количество событий могут привести к негативным эмоциональным последствиям. Среди сложностей можно отметить необходимость ввести эту практику в привычку для достижения наилучшего эффекта.
Психологи, особенно когнитивно-поведенческие терапевты, часто предлагают своим клиентам эту практику в целях отслеживания собственного состояния. В расширенной версии она предполагает не только отслеживание собственных эмоций и ситуаций, их вызывающих, но также связанных с этим мыслей и поведенческих реакций. Анализируя такой дневник, легче выявить дезадаптивные паттерны поведения и скорректировать их. Дневник эмоций подходит как для детей, так и для взрослых. Для детей эта практика особенно полезна в целях развития эмоционально-волевой сферы, которая продолжает формироваться. Для взрослых — развивает уже приобретенные навыки, которые могли недостаточно сформироваться ранее.
Практика «паспортов жизни», распространяющаяся в китайских школах, вероятно берет свое начало от практики «дневника эмоций». Примечательно, что в нее был добавлен пункт, оценивающий действия окружающих людей и их вклад в жизнь человека. Это помогает научиться анализировать собственные отношения с окружающими, развивает не только навык рефлексии, но и эмпатии, заключает Юлия Кузнецова.
Ведение дневника эмоций — это очень хороший способ наладить контакт с собой и наработать эмоциональный интеллект, считает бизнес-психолог Алена Савинова.
Я почти двадцать лет учу людей отслеживать эмоции, и вижу результаты по своим клиентам. Без этого навыка на любой триггер, любой раздражитель им свойственно реагировать реактивно, автоматически. В таком состоянии можно по привычке обидеться, разозлиться, сделать людям больно, обидеть, бросить, разорвать отношения. Когда человек осознает свои эмоции, он реагирует адекватно и не совершает необдуманных поступков.
Навык управления эмоциями дает возможность прямого диалога с другими людьми, выстраивания комфортных отношений. В конфликтной ситуации человек с высоким эмоциональным интеллектом может купировать проблему на начальном этапе, прояснив невыясненные вопросы и закрыв претензии.
У людей в депрессивном или тревожном состоянии ведение дневника эмоций дает существенное улучшение их самочувствия.
Эмоциональный интеллект относится к soft skills — «мягким» навыкам — и в наше время является наиболее важным из них. Практику Китая я оцениваю положительно, но только в том случае, если школьники ведут дневники эмоций для себя. Если с записями могут ознакомиться родители, учителя или администрация школы, это является нарушением личных границ.
Умение распознавать собственные эмоции — один из ключевых навыков современности, говорит Юлия Зубова, психолог и коуч, преподаватель социальной психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова. Эта способность является частью так называемого эмоционального интеллекта (EQ).
Что такое эмоциональное самосознание? Это как раз способность понимать и оценивать собственные чувства и эмоции. Именно то, чему учатся китайские школьники в «паспортах жизни», фиксируя события дня и свою реакцию на них.
Самоконтроль — следствие самосознания. Это умение обуздать собственные эмоции, справиться с их внешними проявлениями. Ведь если я не знаю, что чувствую, как я могу с этим что-то сделать? Эмпатия представляет собой понимание эмоций другого, буквально «вчувствование» в собеседника. Она также возможна только после осознания себя: если я не представляю, что ощущаю сам, как я могу определить, что чувствует другой? Социальные навыки относятся к области построения отношений с окружающими людьми и базируются на эмпатии и самоконтроле.
Таким образом, самосознание — первый шаг к овладению эмоциональным интеллектом. Точка входа, позволяющая впоследствии эффективно и качественно выстраивать социальные связи. «Паспорта жизни» — замечательный инструмент эмоциональной рефлексии, актуальный не только для детей, но и для взрослых.
Психолог Яна Рябец перечислила пять причин выписывать свои эмоции за день в дневник.
Помощь в осознании и понимании своих эмоций. Запись эмоций помогает детям стать более осведомленными о своих чувствах и лучше понять, что их вызывает.
Ведение дневника эмоций позволяет детям узнать, как управлять своими эмоциями и контролировать их проявление.
Запись эмоций помогает детям научиться выражать свои чувства словами и быть более открытыми в общении с другими.
Ведение дневника эмоций позволяет детям осознавать свои эмоциональные потребности и находить способы удовлетворения этих потребностей.
Запись эмоций помогает детям анализировать свои реакции, поведение и принимать осознанные решения для личностного развития.