Он жил около 70 млн лет назад на территории нынешней пустыни Гоби

19 июля 2024Обсудить

Yusik Choi, Journal of Vertebrate Paleontology

Палеонтологи из Сеульского национального университета (Южная Корея) и Монгольской академии наук обнаружили неизвестного ранее птицеподобного динозавра — троодонтида в формации Баруун Гоёот. Это геологическое образование в пустыне Гоби на юге Монголии и до сих пор там не могли найти троодонтидов, которых полно в соседних формациях. Новый вид Harenadraco prima наконец закрывает этот пробел, «вызывавший недоумение», по словам экспертов.

Авторы описали динозавра, который оказался не только неизвестным ранее видом, но и новым родом этого семейства, в Журнале палеонтологии позвоночных.

Journal of Vertebrate Paleontology

Harenadraco prima жил около 71-72 миллионов лет назад в позднемеловой период. Это был троодонтид из клады тероподов — хищных динозавров, ходивших на двух ногах. Троодонтиды считаются самыми похожими на птиц тероподами. Они были сравнительно маленькими от 50 см до 2.5 метров в длину, пернатыми, с большими глазными орбитами и длинными задними конечностями. Еще один общий признак у этого разнообразного семейства, как поясняют авторы — асимметричные плюсны (средний отдел стопы между предплюсной и пальцами) и увеличенный сильно загнутый коготь на втором пальце ноги. Ранее их находили на территории Северной Америки, Азии и Европы.

Палеонтологи исследовали найденный неполный скелет из фрагментов задних конечностей, тазового пояса и нескольких других костей. Согласно анализу окаменелостей, этот Харенадрако при жизни был около метра в длину, легкого телосложения, как и у других его сородичей. Однако, исследователи обнаружили, что его предплюсневые кости в стопе отличались. Они были чрезвычайно гибкими. Подобное строение ранее находили только у филовенатора (Philovenator) — маленького изящного и быстро бегающего троодонтида.

Journal of Vertebrate Paleontology

«Это также подразумевает высокую беглость, которая может быть адаптацией Harenadraco prima к окружающей среде, где его потенциальные жертвы, такие как млекопитающие, и хищники, (которые могли съесть его самого) такие как эудромеозавры, вероятно, были проворны», — пишут палеонтолог Сеульского национального университета Сунгджин Ли и его коллеги, авторы исследования.

Слои Баруун Гоёот, где был найден Harenadraco prima, располагаются под слоями другого геологического образования Нэмэгэту, и над слоями формации Джадохта. В этих двух образованиях ранее не раз находили троодонтидов. И для палеонтологов было странно, что между ними в позднемеловых отложениях нет ни одного примера этого семейства.

Теперь новая находка подтверждает, что загадка Баруун Гоёот заключалась просто в выборке артефактов — проще говоря, ученым наконец удалось «копнуть» в нужном месте.