Среди расходных материалов и узлов, которые необходимо заменить на вашем автомобиле во время очередного техобслуживания, механик вполне может назвать загадочный ШРУС. Vokrugsveta.ru рассказывает, что такое ШРУС и для чего он нужен в машине, а также почему этот механизм выходит из строя.
Что такое ШРУС
Аббревиатура ШРУС расшифровывается просто — шарнир равных угловых скоростей. Этот элемент трансмиссии необходим для передачи крутящего момента на ведущие передние колеса автомобиля.
При поворотах угловые скорости внешнего и внутреннего колеса одной оси отличаются. Разницу должен компенсировать дифференциал. Впрочем, этого мало — ведь колеса не только поворачивают, они еще и «повторяют» рельеф дороги, по которой машина едет. Получается, нужно, во-первых, равномерно и постоянно передавать момент на колесо, а во-вторых, сделать так, чтобы он не зависел ни от неровностей дорожного покрытия, ни от угла, под которым автомобиль поворачивает. За всё это и отвечает ШРУС.
История создания ШРУСа была непростой. На заре автомобильной эры машины оснащались сдвоенными карданными шарнирами разных конфигураций. Некоторые из давнишних конструкций хорошо знакомы и современным владельцам советской и российской полноприводной грузовой техники. Например, кулачково-дисковый шарнир до сих пор можно встретить на «Урале-4320». Ресурс у таких ШРУСов довольно ограниченный.
Над более совершенными и надежными шарнирами с 1930-х годов работали многие крупные автопроизводители. Рабочий угол ШРУСов когда-то составлял 43 градуса, а сегодня они обеспечивают уже все 70 градусов, что, конечно, облегчает управление автомобилем. Реализация непрерывной передачи момента при этом позволяет машине ехать плавно, без рывков.
Из чего состоит ШРУС
Конструкции ШРУСа, как мы уже говорили, разнятся и сегодня в зависимости от технических характеристик автомобилей. Популярнее всего шариковые шарниры, причем, они тоже имеют много разновидностей — с делительными канавками, непараллельными делительными канавками, делительными рычажками.
Канавки располагаются на внешнем корпусе ШРУСа, также у него есть обойма и сепаратор. Последний удерживает стальные шарики, которые перемещаются между корпусом и обоймой и передают вращение вала.
На приводном валу имеется не один, а сразу два ШРУСа. Внешний соединяет вал и ступицу, а внутренний — вал и коробку передач. В качестве внутреннего используется ШРУС типа трипод, потому что в нем три шарика, а не шесть, как в шариковом. Шариковый ШРУС работает при значительном угле поворота колес, трипод — при меньшем, около 20 градусов, зато он надежнее, потому и располагается внутри.
Также трипод способен к незначительному осевому перемещению, без этого он сломался бы на первом же ухабе. Вот такая простая и в то же время сложная конструкция помогает нам управлять автомобилем.
Как понять, что ШРУС пора менять
Прежде всего, стоит помнить, что намного чаще ломается внешний ШРУС, именуемый «гранатой» на сленге некоторых автовладельцев. С высокой долей вероятности проблема в поврежденном пыльнике: внутри находится смазка, без которой шарнир долго не протянет, и если пыльник порвался, то ШРУС обречен.
Диагностировать проблему с пыльником без подъемника будет сложновато, но если вы увидели, что он весь в масле и грязи, нужно срочно поехать в сервис — есть шанс обойтись без замены ШРУСа. Сам пыльник тоже стоит не так уж дешево, хотя, по сути, это просто резинка. Но искать недорогие аналоги от других моделей специалисты не советуют — они могут незначительно отличаться от оригинала, а здесь всё должно подходить идеально.
Еще ШРУС не любит, когда вы выворачиваете руль до упора, да еще и газуете при этом. В этом режиме эксплуатации он изнашивается намного быстрее. Но и проверить его состояние можно именно таким способом: выверните колеса сначала в одну сторону, потом в другую, параллельно нажимая на педаль газа. Если ШРУС уже изношен, вы услышите щелчки или характерный хруст со стороны проблемного механизма. С ремонтом лучше не тянуть: с неисправным шарниром можно ездить довольно долго, а можно остаться без машины в самый неподходящий момент.
Примерно такие звуки издает неисправный ШРУС во время поворота
Внутренний трипод выходит из строя гораздо реже, и заподозрить его неисправность сложнее — на нее могут указывать характерные щелчки при включении первой и задней передачи, либо вибрация на определенной скорости, которая, впрочем, также является признаком проблем с балансировкой колес, дисками или тормозными суппортами. Про трипод в такой ситуации обычно вспоминают далеко не сразу.
Остается добавить: долгая жизнь ШРУСа в основном зависит от самого водителя. Стартуйте нежно, не газуйте в поворотах, не выкручивайте руль до хруста, особенно на скорости, следите за состоянием пыльников — и тогда этот важный узел прослужит верой и правдой больше 100 тыс. километров.