Под тяжестью мокрого снега ветви могучих деревьев могут сломаться. И только мягкая, податливая сакура сгибается, сбрасывает с себя налипший снег и распрямляется, чтобы вновь тянуться к свету. Именно этот принцип лежит в основе одного из самых популярных японских боевых искусств — дзюдо. История его создания столь же красива и драматична, как противостояние хрупкого дерева лютым снегам. Vokrugsveta.ru рассказывает, кто и как придумал искусство дзюдо.
Корни сакуры
У любого искусства есть истоки, у любого мастера есть наставники. В полной мере это касается и дзюдо. Его основатель Дзигоро Кано появился на свет 20 октября 1860 года в семье зажиточного аристократа, директора морских складов Токугавского сегуната. С самого рождения он рос в атмосфере почитания древних традиций и неоднократно слышал от отца рассказы о самурайской чести и доблести.
В 10 лет Кано пережил смерть матери, а через год отец перевез его в Токио. Здесь юный Дзигоро поступил в частную британскую школу, где изучал английский язык, получал европейское образование, а параллельно осваивал китайскую каллиграфию. В ту пору подросток порой подвергался травле со стороны сверстников.
В 1877 году Кано поступил в Токийский Университет, в котором преподавали иностранные специалисты. Поначалу юноша изучал экономику, а потом перешел на педагогический факультет и с удовольствием занимался философией, политическими науками, постигал педагогические теории. Некоторые из его университетских друзей добились больших высот. К примеру, Като Такааки в 1924 году стал премьер-министром Японии, а Кубадзо Цубои возглавил Токийский университет.
В университете Кано пробовал заниматься бейсболом, но при росте около 160 сантиметров он не мог конкурировать с более рослыми и сильными сверстниками. Тогда юноша решил укрепить тело и дух при помощи занятий дзю-дзюцу. Он начал заниматься у старого мастера Яги Тэйноскэ и благодаря своему упорству и постоянным тренировкам через некоторое время стал лучшим учеником.
После смерти учителя Дзигоро продолжил занятия в школе Тэндзин Синъё-рю, в которой большое внимание уделялось изучению бросков. Его новый наставник Фукуда Хатиноскэ не признавал борьбу в партере и учил бросать врага так, чтобы тот уже не смог подняться. Еще одной важной чертой тренировок мастера Фукуды был учебный поединок — рандори.
В 1881 году набравшийся опыта Кано пошел в ученики к мастеру школы Кито-рю Икубо Цунэтоси, который был специалистом по удушающим приемам и ревностным хранителем традиций.
Занимаясь у этих мастеров, а также знакомясь с другими стилями, Кано понял, что многие школы учат искусству поединка, но забывают о духовной и педагогической составляющей. Так у него появилась идея создать собственную школу.
Кодокан
В 1882 году Кано стал дипломированным преподавателем литературы, а заодно решил открыть собственное додзё — в маленьком зале буддийского храма Эйсёдзи в Токио он начал проводить первые тренировки. Молодой мастер содержал додзё за счет гонорара, выплаченного ему за перевод с английского трактата по этике, и не брал с учеников плату. Своей новой школе он дал название Кодокан, что означает «Зал постижения Пути». Таким образом, 1882 год считается датой основания дзюдо. Правда, названия у этого боевого искусства тогда еще не было.
В перерывах между тренировками Кано переводил буддийские сутры, общался с монахами на философские темы, беседовал с прихожанами об искусстве, политике. К столь разностороннему преподавателю вскоре стало приходить больше учеников, среди которых было немало богатых и влиятельных личностей.
Дзигоро Кано убрал из известных ему техник наиболее травмоопасные приемы и сосредоточился на обучении броскам, выведения из равновесия способам страховки. В тоже время он при помощи немецкого врача, преподавателя Токийского университета Эрвина Бельца разрабатывал систему физических тренировок и методов преподавания нового стиля.
Ученики, приходившие в Кодокан, обязаны были дать клятву верности школе. Примечательно, что подписывать ее они должны были собственной кровью. Кроме того, создатель Кодокана заявил, что его школа призвана бороться за оздоровление нации, сохранение традиций и воспитание молодежи в духе благородства и нравственности. Такой подход к преподаванию боевых искусств, очень понравился как рядовым японцам, так и руководству Токийского университета, а также многим высокопоставленным чиновникам.
Около десяти лет созданный Кано стиль, назывался Кано-рю или Кодокан. И только потом ученики постепенно стали именовать его дзюдо, что в переводе означает «мягкий путь».
Рост популярности дзюдо
Между тем многие старые мастера считали Дзигоро Кано выскочкой, утверждали, что ему еще рано создавать собственный стиль и рассуждать о реформировании боевых искусств. Чтобы доказать ошибочность подобных заявлений, последователям Кодокана пришлось не раз вступать в схватки с представителями других школ. Например, один из лучших учеников Кано Сиро Сайго неоднократно вступал в противоборство с конкурентами и выходил победителем. Его история легла в основу романа «Сугата Сансиро» писателя Цунэо Томиты, по которому режиссер Акира Куросава снял фильм «Гений дзюдо» (1943).
В 1886 году токийская полиция провела официальные соревнования между школами Кодокан и Ёсин-рю дзю-дзюцу. Согласно канонической версии, от каждой из них было выбрано по 15 лучших борцов. Победившая школа получала аккредитацию как официальная система боя для полиции. В поединках были разрешены захваты за шею, удушающие, болевые приемы, выламывание пальцев и многие другие жесткие, травмоопасные приемы. В итоге воспитанники Дзигоро Кано победили в 13 встречах, а две свели вничью. По мнению многих историков дзюдо, события развивались несколько иначе, а в череде турниров в конце 1880-х успех не всегда сопутствовал ученикам Кано, но в итоге дзюдо приобрело огромную популярность и государственную поддержку.
Сам Кано видел в своем детище, не только эффективный вид рукопашного боя, но и учение о физическом и нравственном воспитании человека, гармонии тела и духа. Этот аспект подчеркивался строгим соблюдением ритуалов, жесткой дисциплиной. В Кодокан мог придти любой человек, но не каждый выдерживал испытания на терпение и суровые тренировки.
В 1909 году при поддержке своего старого друга и будущего премьер-министра Японии Като Такааки Дзигоро занимался популяризацией дзюдо в Европе и Америке. Тогда же он был избран членом Международного олимпийского комитета. В 1911 году мастер создал и возглавил Японское общество физического воспитания, а на следующий год повез двух японских спортсменов на V Олимпийские игры в Стокгольме.
Дзюдо постепенно приобретало поклонников во всем мире. На международной арене Дзигоро Кано продвигал его уже как вид спорта и не акцентировал внимание на воспитании самурайского духа, сохранении японских традиций.
4 мая 1938 года легендарный основатель дзюдо умер в возрасте 77 лет, возвращаясь в Японию на корабле с заседания Генеральной ассамблеи МОК в Каире. Причиной смерти стала пневмония.
После смерти Кано созданный им вид спорта динамично развивался. На его основе появились самбо и бразильское джиу-джитсу. С 1964 года дзюдо входит в программу Олимпийских игр. Сейчас им занимаются миллионы людей во всем мире.