В поисках признаков жизни во внеземном океане: NASA отправило к спутнику Юпитера межпланетную станцию Europa Clipper

До покрытой ледяным панцирем Европы 6-тонный аппарат доберется в конце нынешнего десятилетия

14 октября 2024Обсудить

14 октября Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) осуществило успешный запуск автоматической межпланетной станции (АМС) Europa Clipper, которой предстоит исследовать спутник Юпитера Европу и определить, существуют ли там условия для поддержания жизни и признаки ее существования.

Европа входит в число самых перспективных объектов для поиска жизни в Солнечной системе. Хотя поверхность спутника подвергается губительному воздействию радиации, под ледяным панцирем Европы скрывается жидкий и теплый океан, объем которого может вдвое превышать объем всех океанов на Земле. Неудивительно, что Европа привлекает внимание ученых со всего мира. Сейчас к этому и другим юпитерианским лунам летит исследовательская станция JUICE Европейского космического агентства (ESA), а теперь за ней устремился аппарат Europa Clipper, нацеленный исключительно на Европу.

Изначально запуск Europa Clipper был запланирован на 10 октября, но его пришлось отложить на четыре дня из-за обрушившегося на побережье Мексиканского залива урагана «Милтон». Сверхтяжелая ракета-носитель Falcon Heavy компании SpaceX с АМС на борту стартовала в 19 часов 6 минут по московскому времени с площадки LC-39A, расположенной в Космическом центре имени Джона Кеннеди на мысе Канаверал (штат Флорида). Через час с небольшим вторая ступень ракеты вывела 6-тонный аппарат на расчетную орбиту. Боковые ускорители и центральный блок первой ступени ракеты-носителя не стали возвращать на Землю из-за большой массы полезной нагрузки.

На проектирование и создание Europa Clipper потребовалось около 10 лет и 5 млрд долларов. Ожидается, что крупнейшая в истории NASA АМС достигнет Юпитера только весной 2030 года, предварительно совершив гравитационные маневры возле Марса и Земли. Научная программа миссии рассчитана по меньшей мере на четыре года, в течение которых станция несколько раз пролетит над поверхностью Европы и исследует спутник с помощью девяти научных инструментов, среди которых есть камеры, спектрометры, магнитометры и радар.

Специалисты миссии надеются, что наблюдения Europa Clipper позволят определить глубину подледного океана Европы и состав выбрасываемой из него через трещины во льду воды — эти данные должны дать ответ на вопрос о пригодности Европы для существования жизни и, возможно, укажут на признаки наличия живых организмов на Европе.

<p>Джим Фри</p>

«Мы не собираемся искать на Европе неизведанную жизнь — там могут быть все составляющие для существования знакомых нам форм жизни: вода, органические соединения, энергия и стабильность среды. То, что мы обнаружим, будет иметь огромное значение для астробиологии и понимания нашего места во Вселенной»

Теперь создателям Europa Clipper и всем любителям космонавтики остается надеяться, что станция благополучно доберется до Европы и выполнит свою задачу.