США, штат Пенсильвания. 19 февраля из гавани Филадельфии в последний путь на буксире отправился бывший трансатлантический лайнер «Соединенные Штаты» (SS United States), некогда краса и гордость американского пассажирского флота.
По плану судно должны отбуксировать в Мобил (штат Алабама) — там лайнер окончательно подготовят к затоплению у побережья округа Окалуса (штат Флорида) в следующем году в качестве искусственного рифа, который должен будет поспособствовать сохранению биоразнообразия и привлечению туристов-дайверов. В том, что «Соединенные Штаты» затопят в недавно переименованном президентом США Дональдом Трампом из Мексиканского залива заливе Америки, некоторые увидели печальный символизм.
302-метровый лайнер был заложен в феврале 1950 года и спущен на воду 23 июня 1951-го. Предпосылкой к созданию крупнейшего трансатлантического лайнера в истории США стало успешное использование таких судов в качестве военных транспортов в годы Второй мировой войны. Власти США были заинтересованы в том, чтобы иметь в своем потенциальном распоряжении судно, которое в случае необходимости можно было бы оперативно переоборудовать и использовать для срочной переброски войск численностью до одной дивизии (более 14 тыс. человек) в любую точку мира.
В итоге одобрение получил проект конструктора Уильяма Гиббса. Особенностями SS United States стали паровая силовая установка, созданная по образу и подобию установок авианосцев типа «Форрестол», а также максимальное использование в конструкциях и отделке негорючих материалов. Так, корабельная мебель и предметы декора были изготовлены из стекла, металла и стекловолокна. Даже рояль в главном зале планировался алюминиевым, но в итоге был сделан из древесины махагони — после демонстрации ее огнестойкости.
Котлы SS United States никогда не работали на полную мощность, что не мешало судну развивать весьма приличную скорость — долгое время ее показатели даже были засекречены. Впоследствии стало известно, что на испытаниях в июне 1952 года SS United States смог разогнаться почти до 71 км/ч (свыше 38 узлов).
В свой первый рейс лайнер, вмещавший почти 2000 пассажиров и свыше 1000 членов экипажа, отправился из Нью-Йорка 3 июля 1952 года. Уже 7 июля он достиг Саутгемптона. На пересечение Атлантики в восточном направлении со средней скоростью 65,9 км/ч (около 36 узлов) у судна ушло 3 дня 10 часов и 40 минут — на 10 часов меньше, чем у британского лайнера «Куин Мэри» (RMS Queen Mary), установившего предыдущий рекорд в 1938 году. 15 июля SS United States установил рекорд и на обратном пути. Так он стал последним официальным обладателем Голубой ленты Атлантики — переходящего приза для пассажирских судов за рекордно быстрое пересечение Северной Атлантики.
Увы, вскоре пассажиров между Европой и США начали активно перевозить самолеты. Тягаться с ними лайнеры не могли, но продолжали эксплуатироваться и в 1960-х — свой последний рейс SS United States совершил в 1969 году. С тех пор судно много раз меняло владельцев, которые среди прочих рассматривали возможность его восстановления и возвращения в строй в качестве круизного лайнера, но ни один из этих планов так и не был реализован. Неудачу также потерпела общественная инициатива по реставрации SS United States.
О планах купить обветшавший лайнер и превратить его в искусственный риф для привлечения туристов власти округа Окалуза объявили в августе 2024 года. По предварительным оценкам, реализация проекта стоимостью около 10 миллионов долларов займет примерно полтора года.
О знаменитой трансатлантической гонке двух пассажирских пароходов, состоявшейся в 1838 году, читайте в материале Vokrugsveta.ru.