День 1. Губаха — Широковская ГЭС — Шумихинские скалы — «Каменный город» — Губаха (130 км)
Широковская ГЭС
N 58.836059, E 57.7858
Широковскую ГЭС каким-то чудом в самый разгар Великой Отечественной построили репрессированные калмыки; построили основательно, без скидки на тяжёлое военное положение. Даже техническое здание с системами управления выглядит как памятник архитектуры классицизма. Величественное сооружение, органично вписанное в пейзаж.
Бескрайние километры зелёного моря уральской тайги. Река Косьва упирается в высоченную сорокаметровую бетонную стену плотины, нажимая на неё всей мощью прибывающей воды, разливается гигантским озером-водохранилищем и, сдаваясь, падает грохочущими струями водопадов через переливы — а потом убегает вдаль, снова превращаясь в небольшую спокойную реку.
Это драматически выразительное место создатели фильма «Сердце пармы» выбрали для съёмок одного из самых трагических эпизодов романа — когда войско московитов вырезало всех жителей Уроса, лиричного городка на воде.
«Таких городов, как Урос, в Перми Великой больше не было. Здесь, на длинном камском створе, крутые еловые косогоры резко обрывались над широкой полосой рочей — заливных лугов с длинными озёрамиполоями, возле которых высились рощи старых деревьев. На лугах стояли дома Уроса, выстроившись вдоль Камы в несколько рядов.
С береговой стороны их прикрывали два невысоких вала и покосившийся, щербатый частокол. Но при защите города больших надежд на валы и частокол не возлагали. Главной защитой была сама Кама. Почти круглый год, кроме нескольких недель июльской межени, луга были залиты водой. Дома Уроса стояли на сваях. До них враг мог добраться только на лодке. Зимой во льду прорубали полынью, опоясывавшую город.
Сейчас, в половодье, Кама поднялась почти до порогов, до просмоленных днищ. Прижатый к правому берегу, Урос не боялся и ледоходов: крутой поворот русла уводил струю к левому берегу, и лёд не задевал строений. У дверей каждого дома на воде покачивались привязанные лодки.
На стенах висели сети и снасти, вязанки хвороста, связки сушёной рыбы. Мостки соединяли дома с амбарами, тоже поставленными на столбы. В межень толпа свайных жилищ, обвешанных разным хозяйственным припасом, и вправду напоминала лес, где на деревьях повсюду белки нагромоздили свои гнёзда. Урос, УрПоз, Беличьи Гнёзда русские называли своим именем — Гайны».
Декорации городка с домами на ножках были построены на берегу водохранилища недалеко от турбазы «Металлург». Сейчас этих построек не осталось, их пришлось разрушить во время съёмок, потому что по сюжету Урос был разорён.
Художники фильма для каждого из народов придумали свои костюмы, чтобы зритель потом легко мог понять, кто перед ним. Вогулы носили амулеты, копирующие различные бляшки звериного стиля, татарское войско одели в жилеты и длинные халаты, люди князя Михаила носили кожаные доспехи.
Но самой сложной задачей оказалось экипировать речной народ Уроса: их одежда, как в романе Алексея Иванова, была сделана из настоящей рыбьей кожи. Свидетели говорят, что даже лёгкий запах рыбы сохранился.
На берегу Широковского водохранилища был снят ещё один яркий эпизод «Сердца пармы», в котором епископ Иона (его играет Евгений Миронов) крестит пермяков в реке Колве.
«А теперь — в воду! — провозгласил Иона. — Пусть очистит вас река, и да примите вы святое крещение!
Толпа, нарушая оцепенение, шевельнулась, распалась, и люди холма к Колве. Иону свели под руки, принесли алтарь-складень.
– В воду, в воду!.. — с образом и распятием в руках кричал Иона огромной толпе, заполонившей весь пойменный луг.
Пермяки заходили в воду — кто по колени, кто по пояс, умывались и выходили обратно. Монахи, как милостыню, швыряли в толпу горсти кипарисовых крестиков. Иона всё что-то кричал. Люди ползали в пожухлой прибрежной траве, собирая крестики, кто-то уже выпрашивал их у монахов с кошелями в руках, кто-то подносил Ионе орущего младенца, кто-то ссорился с соседом, кто-то торговался из-за находки, обменивая повыгоднее. Гомон огласил берег».
Шумихинские скалы
N 58.735966, E 57.721223
Необычный скальный массив на берегу реки Усьвы. Нерукотворная геометрия самой природы. Острый ельник скрывает 40-метровые каменные стены, будто сложенные кем-то из квадратов и овалов песчаника. С вершин открываются классические уральские виды: река Усьва стрелой рассекает хромакей бесконечной пармы.
Внизу — «Каменный город» в миниатюре, с улочками и входом в небольшой живописный грот. Идеальное место для сцены, в которой храмодел Калина уходит в лес, чтобы обдумать план строительства первого чердынского собора.
К Шумихинским скалам можно добраться на автомобиле. Последние 2 км дорога — грунтовая, но на небольшой скорости вполне проходимая даже для обычных седанов.
Фильмография места:
«Сердце пармы», «Одна», «Чук и Гек», сериал «Два Берега» (режиссёр Ольга Субботина, в ролях Евгений Пронин, Аглая Шиловская, Мария Голубкина, Николай Козак, Светлана Степановская и др.).
Скальный массив «Каменный город»
N 58.722716, E 57.632992
Название «Каменный город» придумали туристы, оно очень точно отображает характер этой удивительной заповедной территории. На голой вершине горы лучшие каменщики от природы — время, вода и ветер — построили целый город.
Между скал проложили ущелья-улочки и каньоны-проспекты; они ведут к циркам-площадям и памятникам, водружённым на валуны-постаменты; наиболее почитаемый монумент — стотонная Черепаха.
Некоторые переулки напоминают узкие европейские улочки, по которым можно протиснуться только боком или переступить, шагая по крышам «домов». По скальным ступеням стоит подняться на каменные бастионы или спуститься к внушительным контрфорсам, для надёжности оплетённым кривыми корнями мистических сосен.
Стены здесь хранят отпечатки незнакомых растений и волнистую рябь древнего океана. Кажется, сама Атлантида, дремавшая на дне тысячи лет, вышла на поверхность.
По легенде этот вечный город построила Чудь Белоглазая, уральский мифический народ, который жил здесь задолго до появления русских, и, спасаясь от них, спустился под землю в тайный пещерный мир.
Неслучайно именно это место отвечает за самую фантастическую локацию романа Алексея Иванова — Мёртвую Парму, колдовское языческое обиталище самых сильных вогульских шаманов.
Здесь вождь вогулов Асыка под холодным взглядом священной Вагирйомы совершает кровавый обряд посвящения своих сыновей в князья.
«Они медленно шагали по Священной дороге. Трещали кузнечики, во рву у Вышкара пели лягушки, в реке изредка всплёскивала рыба. Неприкаянные духи бродили по лесу, шумели ветвями, вздыхали, перешёптывались. Только Мёртвая Парма горбилась, как глыба подземной тишины.
Однако для пама она не была горой мрака и безмолвия. Для старого шамана она была словно бы мускул огромного сердца земли, которое обнажилось из-под почвы и медленно бьётся вместе с высоким ходом судеб, что как тучи плывут над памом и князем, над Мёртвой Пармой, над народами, богами и звёздами…
Два высоких идола — богатыри Играмшор и Шавельшор — держали тяжёлую балку ворот, ведущих в пределы Мёртвой Пармы. За воротами стеной стоял погибший лес. Наверное, такие же леса растут на проклятых островах Пети-Ур в ледяном полуночном океане, по которым в вечной тьме, стеная, скитаются души предателей.
Пам чувствовал, что в этих высохших и окаменевших стволах нет ничего и никого — ни духов, ни кулей, ни демонов. Разве что злая мансийская ведьма Таньварпеква заглядывала сюда, но сразу же мчалась дальше на своём седом волке-людоеде Рохе. «Холатур» — так манси называют Мёртвую Парму», — вспомнил шаман…
В неровной россыпи звёзд над Мёртвой Пармой зияли дыры, словно некоторые звёзды сорвались и упали вниз, будто спелые кедровые шишки. Если Поясовые горы — и вправду великан Кам, уснувший после своего подвига, то Мёртвая Парма — это его колчан. Весенние ливни и осенние бури ломали умершие деревья, но те не падали, а зацеплялись за собратьев и так и висели в высоте.
Это остановившееся движение ещё больше омертвляло и без того страшный лес. Кое-где среди стволов торчали вертикально вкопанные лестницы, чтобы боги могли спуститься по ним на землю к людям. Но паму казалось, что эти лестницы выдвинули из недр подземные человечки сиртя: видно, жить в оцепеневшей горе им стало так жутко, что они бежали из глубин на небо».
«Каменный город» находится на пути в посёлок Шумихинский. На дороге стоит аншлаг, рядом с ним площадка, где можно оставить автомобиль. В «Каменный город» ведёт тропа, покрытая деревянным настилом. Её длина полтора километра.
Фильмография места:
«Сердце пармы», «Чук и Гек», «Хребет России» (документальный проект Алексея Иванова, режиссёры Сергей Нурмамед, Игорь Лазарев, Иван Скворцов, ведущие Леонид Парфёнов, Алексей Иванов, Юлия Зайцева), «Территория» (режиссёр Александр Мельник, в ролях Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Ксения Кутепова, Евгений Цыганов и др.), «Топор» (режиссёр Владимир Семёновых, в ролях Андрей Смоляков, Дмитрий Шевченко, Дарья Калмыкова, Артём Алексеев, Иван Шибанов и др.), «Сокровища Ермака» (режиссёр Олег Денисов, в ролях Георгий Кальдин, Мария Полиенко, Владимир Грамматиков, Артём Лещик, Александр Кононец и др.).
День 2. Губаха — Усьва — Усьвинские столбы — Пермь (220 км на машине, 10 км пешком)
Посёлок Усьва
Небольшой посёлок на 300 жителей — идеальный образец уральской деревни. Симпатичные домики и турбазы по берегам Усьвы рифмуются с каменными грядами, на которых, словно на постаментах, гордо выстроились высоченные ели.
Длинные деревянные лодки дремлют, уткнувшись носами в покосившиеся мостки; на перекате равнодушно следят за мальками старые каменные быки разрушенного моста; скрипят, покачиваясь на ветру, тросы прогнувшейся над водой пешеходной висячки.
На вершине холма — уральский привет Голливуду: гигантские буквы построились в ряд и кричат «Счастье здесь». И киношная аналогия не случайна. Усьва отвечает в российском кинематографе за Урал и Сибирь, вместе взятые. В посёлке и его окрестностях снято с десяток фильмов, которые мы постоянно упоминаем в этом маршруте.
1. «Счастье здесь»
N 58.684550, E 57.628503
На дороге неподалёку от оптимистичной надписи «Счастье здесь» актёр Сергей Пускепалис, сыгравший в фильме Полюда, стоял со своим отрядом перед войском искорского князя Качаима и ждал нападения.
«Полюд почти насильно собрал сотню и повел её на пермские городища, каждое из которых могло выставить столько же, если не больше, защитников. Но и пермяки не горели желанием сразиться. Покча откупилась, выдав соболей. Ныроб не стал ждать и тоже откупился. Дело дошло до гордого, самоуверенного Искора.
Искорский князь Качаим вывел из городища свою дружину. Княжья сотня и пермское войско стояли друг напротив друга. Полюд ждал нападения пермяков, потому что своих было меньше, а нападающий обычно несёт большие потери. Бой никак не начинался. Тогда Михаил выехал вперед и знаком подозвал к себе Качаима.
– Смотри, князь Коча, — по-пермски сказал он. — Сейчас мы начнём сражаться, и погибнет сто человек. Благодаря этому ты потеряешь — или, наоборот, сохранишь — тридцать песцовых шкурок. Это неправедная цена. Оставь песцов себе. Я увожу свою сотню».
2. Усьвинские пороги
N 58.691401, E 57.675169
В посёлке снято множество сцен «Сердца пармы». Например, на Усьвинских порогах съёмочная группа выстроила хитрую цепную преграду, с помощью которой князь Михаил проучил наглых новгородских ушкуйников.
«Ушкуйники ходили в Пермь каждые три-четыре года, иногда и чаще. Они торговали, но, если удавалось, грабили. Их отчаянные ватаги не знали ни чести, ни жалости. Когда они плыли по реке, пермяки целыми деревнями уходили в тайгу, оставляя на грабёж и сожжение всё своё добро. Михаил решил встретить новгородцев на Колве.
На перекате возле крохотной деревушки из трёх замшелых керку Михаил велел ставить цепию. Его ратники на мелководье вбили колья поперёк реки, а на стрежне перегородили путь верёвкой, продетой сквозь чурбаки-кибасья.
По приказу Михаила за Фадиной деревней через Вишерку повалили сосну и прибили к ней доску, на которой было вырезано: «Поворачивай. Московская земля». Вскоре лазутчик донёс: ушкуйники сдвинули сосну и плывут дальше.
Они плыли мимо Колвинских утёсов длинной вереницей, один за другим, стоя в ушкуях с вёслами в руках. Кожаные запоны от колен до груди, широкие рукавицы, упрямые синие глаза под косматыми бровями… Ратники прятались в кустах перед цепией. Михаил открыто сидел на валуне у воды. Ветер шевелил над ним хоругвь: Георгий пронзает змия. Московский знак.
Полюд разбойничье свистнул в два пальца. Тупые стрелы скользнули в полёт с обоих берегов, сшибая ушкуйников в воду. Передние повалились, переворачивая лодки.
Те, что посерёдке, смешались: кто-то рванулся вперёд, врезался в кибасья и тоже бултыхнулся в Колву; кто-то бросил весло, помогая товарищу перебраться через борт; кто-то кинулся назад, под защиту. На задних ушкуях новгородцы вытаскивали луки. В таких били стрелами с наконечниками.
У кольев и у цепи болтались на воде перевёрнутые ушкуи, вёсла, стрелы. Уцелевшие новгородцы повернули лодки и угребали назад, против реки. Пермские насады прошлись по Колве, вытаскивая из ледяной воды барахтающихся ушкуйников. Насады плыли над мертвецами и утопленниками, лежащими на дне, как спящие. Их было видно, когда отвесные лучи полуденного солнца насквозь пронзали глубину».
3. Скалы Петушки
N 58.676126, E 57.634611
На въезде в Усьву со стороны Чусового прямо с дороги виднеется группа невысоких, но очень живописных скал — это Петушки. В фильме они отвечают за визуал вогульской столицы Пелым. На вершине стояла декорация крепостной стены Пелыма, её фрагменты ещё сохранились.
«Вогульская твердыня венчала окатистую гору. Стены крепости были сложены из брёвен, как стены избы, но изнутри их, видно, подпирала насыпь, а снаружи через шаг были вкопаны отвесно целые стволы высотой в десяток саженей.
Стволы эти постепенно заострялись к верху, и на остриях желтели человеческие черепа в истлевших татарских малахаях, в пермяцких меховых колпаках, в самоедских нгэсах, в сапынах остяков, в пробитых и ржавых русских шлемах.
Между стволами-кольями на стенах кое-где торчали могучие самострелы. Жуткое шествие мёртвоголовых стволов перебивали круглые башни из стоймя врытых в насыпь брёвен.
Башни были без кровель и походили на огромные ребристые трубы. Снизу, от подножия горы, невозможно было разглядеть, что скрывалось за стенами. Склоны были беспорядочно утыканы заострёнными кольями, чтобы затруднить врагу подъём и не пропустить конницу.
Единственная дорога, как просека в кольях, круто поднималась к воротам. Она была облита водой и заледенела, как стальная. Похоже, что Пелым был неприступен.
На обширной луговине под горой чернели пепелища сожжённых вогулами домов и амбаров. Когда всадники приблизились к этим угольям, серыми стрелами, стелясь по снегу, от них к лесу побежали волки. Повсюду по сгоревшим посадам валялись лошадиные и оленьи головы, ноги, потроха — вогулы перебили свои стада. На волков и лаяли со стен свирепые вогульские псы».
Чуть выше скалы Петушки видна большая поляна, которую создатели фильма выбрали для съёмок самой массовой сцены «Сердца пармы»: битвы пермяков с московитами на лугу перед стенами Искорского городища.
Этот сложный эпизод требовал специальной подготовки. Например, Александр Кузнецов, чтобы сыграть роль князя Михаила без дублёров, брал уроки боя и верховой езды.
О съёмках битвы он рассказал в интервью «Кинорепортёру»: «Подобных фильмов в современном российском кинематографе нет, и ни разу ещё не было снято хорошей, длинной, жёсткой битвы. В „Сердце пармы“ у нас есть шанс сделать самую масштабную бойню в российском кино и самую психологически сложную. Сейчас идёт активная подготовка: каждое утро боевые тренировки в строю, с копьями, на лошадях, причём я их до смерти боюсь».
Для съёмок самой главной батальной сцены на площадку пригнали две фуры с реквизитом. В арсенале костюмеров только для актеров массовых сцен было пять сотен костюмов. Всё изготовили с исторической достоверностью, правда кольчуги сделали чуть полегче: каждая весила «всего» 6 кг. А ещё воинов нужно было вооружить.
Бутафоры изготовили полторы тысячи стрел. Они выглядели как настоящие и отлично летали, хотя наконечники на всякий случай сделали из резины. После дублей стрелы собирали, чтобы использовать потом в других сценах.
Щиты были двух типов: облегчённые пластиковые для всадников, чтобы не отбили себе бока в галопе, и металлические — для пеших ратников. А вот луки, мечи, самострелы и топоры были почти настоящие. Реквизиторы уверяют, что с ними можно было пойти и в реальный бой.
4. Стела «Усьва»
N 58.675220, E 57.642722
К сожалению, от декораций «Сердца пармы» в посёлке Усьва почти ничего не осталось, но навсегда сохранилось главное: выразительный уральский ландшафт, в котором живёт древний дух языческой пармы. А ключевую роль этих мест для съёмок фильма демонстрирует въездной знак-стела (N 58.675220, E 57.642722): у его основания лежат огромные каменные валуны, которые, кажется, здесь были всегда.
А на самом деле их привезли для съёмок одного из эпизодов фильма. Так главный символ посёлка навеки сросся с историей масштабного кинопроекта, который стал большим брендом для маленькой территории.
Усьвинские Столбы
N 58.652230, E 57.570800
В пяти километрах от посёлка на правом берегу Усьвы находится огромная и величественная скала, которую во многих фильмах показали так эффектно, что она стала кинематографическим символом Урала. Скала называется Усьвинские Столбы.
Вдоль реки на два километра уступами протянулась отвесная стена, а перед ней небо подпирает каменный идол 70-метрового Чёртова Пальца. Со смотровой площадки открывается захватывающий вид на голубую подкову реки, словно брошенную откуда-то сверху на мохнатый зелёный ковёр дикой пармы.
До Столбов можно дойти пешком вдоль реки вниз по течению. В дождливое время нужна туристическая обувь с хорошим протектором, потому что тропа очень скользкая. Можно договориться с местными жителями, и они доставят вас до места на лодке. Сам подъём на вершину довольно крут, но с остановками под силу путешественникам любого возраста и подготовки. По времени пеший поход от посёлка Усьва и обратно занимает 4–5 часов.
Фильмография места:
«Сердце пармы», «Одна», «Топор», «Территория», «Географ глобус пропил» (режиссёр Александр Велединский, в ролях Константин Хабенский, Анфиса Черных, Елена Лядова, Александр Робак, Евгения Брик и др.), «Время первых» (режиссёр Дмитрий Киселёв, в ролях Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин, Анатолий Котенёв, Александра Урсуляк).
Отрывок из книги Юлии Зайцевой «В сердце пармы». М.: РИПОЛ классик, 2022.
Читайте книгу целиком
Название «В сердце пармы» звучит как путеводитель внутрь бестселлера. На деле же — это не гид в роман «Сердце пармы» Алексея Иванова, а приглашение на месте разобраться в истории и географии последнего древнерусского княжества Пермь Великая Чердынь. Это книга не скучный краеведческий факультатив о жизни никому не известного региона, а скорее актуальная Википедия, объясняющая устройство современной России.